|
ал-Джа‘фарийа [Прозоров С.М.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
ал-Джа‘фарийа — джа‘фариты, последователи
джа‘фаритской (имамитской) религиозно-правовой школы (ал-мазхаб ал-джа‘фари),
названной по имени шестого имама ши‘итов-имамитов Джа‘фара ас-Садика (ум в 765
г.). Джа‘фаритский мазхаб признан суннитами наряду с четырьмя
суннитскими — ханафитским, шафи‘итским, ханбалитским и маликитским. В
XVIII в. Дж. получили отдельное место для молитвы (макам, или мусалла) в
ограде ал-Ка‘бы наравне с последователями названных суннитских школ. В
настоящее время джа‘фаритского толка придерживаются все ши‘иты-имамиты.
Имамитская традиция связывает возникновение джа‘фаритского
мазхаба с деятельностью самого Джа‘фара ас-Садика и приписывает ему ряд
сочинений (в частности, ас-Сафи), в которых он изложил принципы
религиозно-правового учения, положенного затем в основу правовой системы
имамитов (ал-фикх ал-джа‘фари).
Формирование джа‘фаритского мазхаба проходило в тех же
условиях, в которых формировались и суннитские правовые школы. Факихи этих школ
не только занимались одними вопросами, но зачастую и решали их одинаково,
вырабатывая схожие жанры религиозно-правовой литературы И подобно тому как
среди суннитских факихов произошло разделение на асхаб ал-хадис («сторонники
преданий»), опиравшихся исключительно на Коран и сунну, и асхаб ар-ра’й
(«сторонники самостоятельного суждения»), допускавших в вопросах фикха
применение логическою заключения и личного мнения, так и среди имамитских
факихов образовались две школы — ахбариты и усулиты. Ахбариты (ахбарийун, перс.
ахбари) — это последователи мазхаб ал-ахбар, «традиционалисты», опиравшиеся
исключительно на «предания» (ахбар), переданные со слов ши‘итских имамов, как
на единственный источник религиозного знания и фикха. Усулиты (усулийун, перс.
усули) — это последователи мазхаб ал-усул, «рационалисты», допускавшие в
вопросах богословия и права спекулятивную аргументацию и признавшие четыре
«корня», или «источника» права (усул ал-фикх): Коран, сунну, иджма‘ и ‘акл
(разум). Собственно мазхаб ал-усул и представляет собой правовую школу
имамитов-джа‘фаритов. Зародившиеся еще в ранний период истории имамитов, эти
две тенденции в развитии джа‘фаритского мазхаба со временем превратились в
антагонистические школы, борьба между которыми не прекращалась на протяжении
всей истории ши‘итского ислама. Противоречия между сторонниками этих двух
направлений обнажились после физическою прекращения ряда «зримых» имамов,
высших авторитетов в делах веры и мирской жизни, когда перед имамитами остро
встали вопросы практического руководства общиной. При Буидах, в X—XI вв.,
обе школы активно разрабатывали свои правовые доктрины. Под влиянием
шафи‘итской методологии права (‘илм усул ал-фикх) и богословских принципов
(усул ад-дин) му‘тазилитов, опиравшихся на логико-рационалистический метод,
имамиты-«рационалисты» Ирака (ал-Муфид, ум. в 1022 г.; аш-Шариф
ал-Муртада, ум. в 1044 г.; аш-Шайх ат-Туси, ум. в 1067 г.),
противостоявшие «традиционалистам» Кума и Рея (ал-Кулини, ум в 941 г.; Ибн
Бабуйа ас-Садук, ум в 991 г.), выработали свою, джа‘фаритскую методологию
права. Аш-Шариф ал-Муртада в сочинении аз-Зари‘а фи ‘илм усул аш-шари‘а описал
принципы джа‘фаритского фикха, а аш-Шайх ат-Туси в трактате ‘Уддат ал-усул
определил и сформулировал эти принципы. Одним из первых имамитов, кто следовал
путем усулитов, называют факиха и мутакаллима Мухаммеда б Ахмада б. ал-Джунайда
ал-Искафи (ум в 991 г). Однако сами названия двух школ появились, видимо,
значительно позже. Имамитский факих из Рея ‘Абд ал-Джалил ал-Казвини (писал ок.
1170 г.) впервые упоминает эти две школы под названием ахбарийа (ахбариты)
и усулийа (усулиты), характеризуя первых как «узких традиционалистов»,
«буквалистов», а вторых — как людей, опирающихся в вопросах религии на разум и
рационалистические методы доказательства.
Подобно тому как в суннитском исламе сунна Пророка,
зафиксированная со временем в сборниках хадисов, стала одним из источников
исламского вероучения и суннитского права, так и в ши‘итском исламе собрание
преданий (ахбар) со слов имамов приобрело статус одного из четырех (а у
ахбаритов — практически единственного) источников права. Значение этих преданий
особенно возросло после «исчезновения» последнею ши‘итского имама, когда
предания стали основным доказательством законности принимаемых правовых
решений.
Самым ранним и наиболее полным и авторитетным сводом
ши‘итских преданий считается труд крупнейшего имамитскою богослова и факиха,
«обновителя» (муджаддид) имамитскою толка ал-Кулини под названием ал-Кафи фи
‘илм ад-дин, которому ученый отдал 20 лет жизни и в котором собрано и
систематизировано свыше 16 тыс. преданий. В отличие от суннитских сборников
хадисов (например, ас-Сахих ал-Бухари) в ал-Кафи теория имамата выделена в
отдельную главу (Китаб ал-худжжа), которую автор поместил в раздел ал-Усул
непосредственно за Китаб ат-таухид, т.е. в раздел основных догматов ислама. Со
временем ал-Кафи был признан имамитами одной из четырех книг, или «источников»
(ал-усул ал-арба‘а) джа‘фаритского мазхаба.
Вторым «источником» был признан труд имамитского факиха из
Хорасана Ибн Бабуйи ас-Садука под названием Ман ла йахдуруху ал-факих, в
котором содержится свыше 9 тыс. преданий. Еще двумя «источниками»
джа‘фаритского мазхаба были признаны собрания преданий ат-Тахзиб (более 13
тыс.) и ал-Истибсар (более 5,5 тыс.) крупнейшего знатока методологии
джа‘фаритского и суннитского права аш-Шайха ат-Туси.
Подобно тому как четырьмя «источниками» ханафитского мазхаба
стали труды аш-Шайбани (ум. в 805 г.), так и «источниками» джа‘фаритского
мазхаба были признаны названные четыре свода преданий трех авторов.
Несмотря на признание всеми имамитами этих четырех
«источников», работа по сбору и систематизации ши‘итских преданий продолжалась.
В XVII в. ал-Кашани (ум. в 1680 г.) свел четыре собрания преданий в
один свод под названием ал-Вафи. Затем имамитский факих из Хорасана ал-Хурр
ал-‘Амили (ум. в мае 1693 г.) дополнил эти четыре свода преданиями,
«пригодными» для того, чтобы быть источниками правовых решений в джа‘фаритском
мазхабе; его собрание преданий под названием Тафсил васа’ил аш-ши‘а состояло из
150 «книг». Одновременно ал-Маджлиси (ум. в 1699 г.) составил свод
преданий Бихар ал-анвар, включив в него все известные ему предания со слов Джа‘фара
ас-Садика. Позднее были составлены и другие своды преданий, однако включенный в
них дополнительный материал считается менее достоверным, нежели предания,
содержащиеся в четырех основных «источниках» джа‘фаритского мазхаба.
Одновременно с созданием свода преданий шла выработка
правовых доктрин ахбаритов и усулитов. Современные имамитские авторы отмечают,
что на разработку методологии джа‘фаритского мазхаба большое влияние оказали
труды имамитов-мутакаллимов и шафи‘итов, в которых важное место занимали
вопросы выработки методов извлечения доказательств (истинбат) и определения
«разделов методологии» (абваб ал-усул).
Важный этап в развитии джа‘фаритского мазхаба и в отношениях
между ахбаритами и усулитами пришелся на период монгольского завоевания и был
связан с применением имамитскими факихами принципа иджтихада. Одним из первых
стал применять этот принцип для вынесения решения (суждения) на основе
аргументов шари‘ата Ибн ал-Мутаххар (ум. в 1325 г.), на сочинения которого
(в частности, ан-Нихайа и его компендиум Тахзиб ал-усул) было написано много
комментариев. Если ранние имамиты (например, аш-Шайх ат-Туси в его знаменитом
сочинении ‘Уддат ал-усул) отрицали иджтихад и кийас, то Ибн ал-Мутаххар
использовал иджтихад как средство, дисциплинирующее рассуждения, основанные на
шари‘ате. Делая различие между иджтихадом «обремененных обязанностью»
(ал-мукаллафун) и иджтихадом муджтахидов, он оказался, по существу, первым
имамитом, рассматривавшим иджтихад как прерогативу ‘улама’ и делавшим
муджтахидов заместителями имамов.
Формирование религиозно-правовой доктрины усулитов проходило
в остром соперничестве с «традиционалистами»-ахбаритами. В XVII в. в Иране
ахбариты упрочили свои позиции благодаря деятельности Мухаммада Амина
ал-Астарабади (ум. в 1624 г.), который стал основателем поздней
ахбаритской школы. В сочинении ал-Фава’ид ал-маданийа фи ташни‘ муджтахиди
аш-ши‘а он сформулировал доктрину ахбаритов, восстановив авторитет
«традиционалистов» времени ал-Кулини и подвергнув резкой критике «новшества» в
области усул ал-фикх и усул ад-дин известных имамитских богословов ал-‘Алламы
ал-Хилли (ум. в 1326 г.), аш-Шахид ал-Аввал Мухаммада ал-‘Амили (ум. в
1384 г.) и аш-Шахид ас-Сани ‘Али ал-‘Амили (ум. в 1559 г.). Основной
тезис, выдвинутый им против усулитов, сводился к следующему: поскольку имамы
являются интерпретаторами шари‘ата (имамы — ключ к толкованию Корана),
предопределенными Аллахом, то предания с их слов открывают путь к пониманию
очевидного в Коране и сунне (хадисах) и суждений разума.
Однако время работало на усулитов. поскольку в отсутствие
«зримого» имама возрастала потребность имамитской общины в интерпретации
шари‘ата. Имамитский факих в Кербеле Ага Бакир Бихбихани (1706—1783) не только
помог восстановлению авторитета школы усулитов, но и открыл новый этап в
истории джа‘фаритского мазхаба. В докаджарский период он умудрился сделать
ахбаритов «безбожниками», обосновал законность спекулятивных рассуждений
муджтахидов и опроверг тезис о «закрытии» иджтихада.
В XIX в. в Иране преобладали усулиты, сформировавшие
два важнейших положения своей доктрины: а‘ламийат («наибольшая способность к
знанию») и вилайат-и факих («правление факиха»). Принцип иджма‘ рассматривается
ими как единодушное мнение группы имамитских муджтахидов, выражающее волю
непогрешимого «скрытого» имама. Усулиты разработали также четыре практических
принципа обращения к разуму (‘акл) — четвертому источнику джа‘фаритского
мазхаба — в случаях, когда другие религиозные аргументы неприменимы,
рассматривая разум, стремящийся, по их мнению, к общему благу (маслаха), как
средство осуществления иджтихада и раскрытия мнения имама.
Исходя из положения, что вера есть следствие доказательства,
а не следствие подражания (таклид), осужденного в Коране и преданиях, усулиты
считают недопустимым таклид в вопросах основ вероучения и права (ал-усул) —
единобожия, посланничества, имамата, допуская его в частных вопросах
(ал-фуру‘).
В современном ши‘итском мире усулиты составляют большинство
имамитов.
Наиболее авторитетным у имамитов трудом по джа‘фаритскому
фикху считается Шара’и ал-ислам фи маса’ил ал-халал ва-л-харам известного
факиха из ал-Хиллы — центра ши‘итской учености — Наджм ад-дина
ал-Мухаккика ал-Хилли (ум. в 1275 или 1277 г.). Перевод этого сочинения на
русский язык был сделан в прошлом веке А. К. Казембеком.
Основные отличия джа‘фаритов от последователей суннитских
мазхабов сводятся к следующему: а) джа‘фариты отвергают кийас; б) в
сунне признают только те хадисы, которые передаются со слов ахл ал-байт;
в) джа‘фариты-усулиты считают врата иджтихада открытыми. Последнее
обстоятельство способствовало развитию методологии джа‘фаритского мазхаба,
позволяло быстро реагировать на события изменяющегося мира.
Отличительной особенностью джа‘фаритского мазхаба является
также допустимость временного брака (мут‘а) и «благоразумного скрывания веры»
(ат-такийа).
***
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 275-279; X. Ма‘руф. Ал-Мабади’
ал-‘амма ли-л-фикх ал-джа‘фари. [Б.м., б.г.]; Абу Захра. Ас-Садик; J. Eliash. Ithna‘ashari-Shi‘i juristic theory of political
and legal authority. — StI. 1969, 29, 17-30; R. Brunschvig. Les usul al-fiqh imamites a leur stade
ancien (Xе et XIе siecles). — Le shi‘isme imamite, 201-213; Y. L. de Beliefonds.
Le droit imamite — Там же, 183-199; H. Löschner. Die dogmatischen Grundlagen des
ši‘itischen Rechts. Köln,
1971; H. M. Tabataba’i. An Introduction to Shi‘i Law: a
Bibliographical Study. L., 1984; J. Cole. Shi‘i clerics in Iraq and
Iran, 1722–1780: the akhbari-usuli conflict reconsidered. — Ir. St. 1985, 18/1,
3-34; А. К. Moussavi. The establishment of the position of
Marja’iyyat-i Taqlid in the Twelver-Shi‘i community.— Там же, 35-51; W. Madelung.
Akhbariyya. — EI. NÉ, Suppl., 57-58.
PDF-файлы Ключевые слова ал-джа‘фарийа джа‘фариты ИЭС
|