Ten V. The notions of Ki 氣and the Great Void太虛
in the philosophy of Chinese scholar Zhang Zai (張載 1020–1077) and Korean scholar Hwadam Sŏ Kyŏng Tŏk (花潭徐敬德 1489–1546).
Explorations in Neo-Confucian thought // Письменные памятники Востока, 2(15), 2011. С. 151—169.
Настоящая работа посвящена концепции Ки в учении корейского неоконфуцианца Хвадама, которое основывается на философии китайского неоконфуцианца Чжан Цзая. Согласно теории «бинарных оппозиций» в китайско-корейской философии, каждое понятие приобретает смысл через отношение к другим понятиям, образуя «парные сочетания». Мы рассматриваем значение Ки в трех парных сочетаниях: Ки — Великая Пустота; Ки — Дух; Ки — Форма. По отношению к Великой Пустоте (спокойствие) Ки является активностью; по отношению к Духу (неуловимое и незаметное) Ки является связью с материей; по отношению к Форме (осязаемый предмет) Ки является отсутствием формы. Все эти понятия иллюстрируют раскрытие Пути Неба (Инь-Ян) и Пути Земли (мягкость и твердость).