Воробьева-Десятовская М.И. К истории сложения буддийского канона: проблема языкового разнообразия и авторства буддийских канонических текстов // Письменные памятники Востока, 1(1), 2004. С. 200—218.
Начиная со времени О.О. Розенберга, отечественные буддологи неоднократно указывали
на многоплановость буддизма. Он не был однородным явлением, подобным
другим мировым религиям, таким, как иудаизм, христианство, ислам, индуизм.
Назвать буддизм просто религиозно-философской системой — это значит упустить
многие присущие ему важные функции. Как часть индийской философии, буддизм
отражал философские взгляды нескольких школ и направлений, которые имеют свою
историю. В то же время в буддизме параллельно с философией и психологией развивался
ритуал, лежавший в основе народной религии. Такие общеиндийские эзотерические
системы, как йога, постоянно присутствовали и в философии, и в религиозной
практике буддизма. С помощью йоги адепт мог регулировать свое сознание, совершенствовать
свою психику. С народной религией тесно переплеталась этика...