|
Прозоров С.М. Изучение ислама — государственная необходимость // Интервью для периодического издания «Татарский мир» (Москва, №15 за сентябрь 2003)
Не
существует механизма, с помощью которого мусульманам можно было бы навязать
единомыслие по всем вопросам религии. Мир ислама настолько разнообразен в
идеологическом плане, что здесь хватит места различным концепциям. В этом
многообразии — сила ислама.
Функционеры
высшего ранга и «генералы от исламоведения» говорят:
мы готовы добыть средства на проведение международной конференции по проблемам
ислама в России и Германии. Пригласим немецких специалистов для обмена опытом.
И что это даст, — спрашиваю я? Ислам в России — религия коренного
населения, а в Германии — пришлого. У нас разные проблемы. Это —
нерациональная трата денег, мероприятие для «галочки». Надо вкладывать деньги в
долгосрочную перспективу, в подготовку интеллектуальных ресурсов — в
частности, профессиональных исламоведов.
Р. Б.: В начале нашей беседы Станислав Михайлович сразу
поинтересовался, не собираюсь ли я расспрашивать его о «ваххабитах». Я
признался: собираюсь.
С. П.: — По большому счету те, кого называют «ваххабитами»,
серьезной опасности не представляют. Просто с ними нужно (и можно) говорить на
их языке. На любой аргумент, приведенный «ваххабитом», знающий человек может
привести контраргумент, опирающийся на Коран и Сунну. Я имею в виду, конечно, «идеологических
ваххабитов», а не тех преступников, для которых «ваххабитская»
фразеология — средство для осуществления своих корыстных замыслов. С
такими «ваххабитами» идеологические споры бесполезны, для борьбы с ними
существуют соответствующие статьи уголовного кодекса и силовые структуры.
Главные союзники ваххабитских проповедников —
социальная неустроенность в обществе и низкий уровень конфессиональных знаний
населения. Грамотные, специально обученные проповедники подбирают
соответствующий материал, апеллируя к Корану и Сунне. А так как большинство
мусульман в России, да и в других странах, не очень-то разбираются в
богословских и юридических тонкостях шариата, то проповедь радикальных идей
находит поддержку среди верующих.
Следует особо отметить, что мусульманское духовенство ведет
себя в такой ситуации более чем пассивно. Вместо того чтобы устроить открытую
полемику с теми, кого они называют «ваххабитами», духовные лидеры мусульман
ограничиваются общей критикой, основанной не на знаниях, а на эмоциях и
политических лозунгах. Дело тут в том, что ни традиционное духовенство, ни
светские власти в силу своего недостаточного образования и низкого уровня
конфессиональных знаний просто не готовы к такого рода дискуссиям.
Р. Б.: — Читая издаваемый под Вашей редакцией
Энциклопедический словарь «Ислам на территории бывшей Российской империи», я
узнал, что в свое время (до революции и после) ваххабитам был дан жесткий отпор
со стороны видных мусульманских богословов, живших в Средней Азии, Поволжье и
других регионах нашей страны.
С. П.: — Да, тогда местные религиозные деятели, обладая большим
авторитетом среди рядовых мусульман, могли объяснить им, что всякая крайность в
исламе ущербна и что местные формы ислама не противоречат духу религии пророка
Мухаммада. Однако следует сразу оговориться, что в разных регионах России с
традиционным проживанием мусульманского населения уровни взаимодействия ислама
с общественной жизнью, с государственными структурами были различными. На
Северном Кавказе этническая пестрота населения, различный уровень исторического
самосознания народов и этнических групп настолько очевидны, что говорить о
единой модели ислама там просто абсурдно. Другая ситуация сложилась в Средней
Азии. Если мусульмане Северного Кавказа и Поволжья успели инкорпорироваться в
состав Российской империи, то Средняя Азия, которая была завоевана только в
конце XIX века, не имела такой возможности. Здесь процесс секуляризации шел
быстро, но поверхностно и не безболезненно. Из средневекового ислама мусульмане
Средней Азии вступили в новое общество. Общим для этих регионов была
значительная роль суфиев в распространении и
укоренении ислама. Суфизм оказался наиболее удобной формой сращивания местных
традиций с «нормативным» исламом. В отличие от богословов-догматиков, которые
на протяжении веков безуспешно пытаются создать «идеальную» модель ислама, суфии на практике выработали жизнеспособную форму
взаимодействия «нормативного» ислама и народных традиций. Сейчас практически в
мире нет страны, где не было бы сильно влияние суфиев.
Оно есть даже в Саудовской Аравии, хотя и в меньшей степени, чем в других
странах. Следствием этих процессов стало сложение региональных форм ислама.
Региональный ислам — самодостаточная форма
бытования этой религии, которая может мирно сосуществовать с другими конфессиями. Главное — не разделять людей, а давать им
достоверную информацию об исламе. Но этим должны заниматься профессиональные исламоведы, а не бывшие партийные функционеры или
этнические мусульмане, не имеющие специального образования.
Р. Б.: — Как обстоит дело с подготовкой таких исламоведов?
С. П.: — Плохо. Как не готовили их, так и не готовят. Еще в 1988
году усилиями, главным образом, членов Группы исламоведения
Ленинградского отделения (ныне — Санкт-Петербургский филиал) Института
востоковедения была подготовлена программа спецкурса по исламоведению.
Она была опубликована в 1989 году в трех номерах журнала «Народы Азии и Африки».
Помимо всего прочего, мы поставили вопрос о необходимости планомерно давать
знания об исламе не только в востоковедных ВУЗах, но и во всех гуманитарных
учебных заведениях. Да, в последнее время кое-где появились кафедры исламоведения. Но это те же самые кафедры страноведения,
которые существовали в советское время, и преподают там люди, которые раньше
преподавали страноведение. В этих ВУЗах не дают системного представления об
исламе. Исламоведение — это самостоятельная
наука со своим понятийным аппаратом! Важно понять, что пока мы не станем
готовить высококвалифицированные кадры исламоведов,
многие вопросы общегосударственной важности будут решаться дилетантами в
статусе чиновников и так называемых «экспертов по исламу», которые постоянно
фигурируют в прессе и мелькают на экранах телевизоров. В своих выступлениях они
произвольно используют термины «реформаторы», «модернисты», «салафиты», «исламисты», «ваххабиты», предлагая все новые «типологизации», а по-существу
занимаясь словесной эквилибристикой. Я не говорю, что этими терминами нельзя
пользоваться, но надо объяснять читателям и слушателям, что или кто имеется в
виду под этими названиями, а не путаться самим и не вводить в заблуждение
читателей и слушателей. Ведь борьба между «традицией» и «нововведением» в
исламе ведется на протяжении уже почти тринадцати веков.
А возьмите такое расхожее понятие, как «исламская
цивилизация». Одни под этим термином имеют в виду одно, а другие — другое.
Так что, к сожалению, отсутствие подготовленных специалистов по исламоведению очень даже чувствуется. Мусульманские
религиозные деятели, получившие образование в таком авторитетном в исламском
мире учебном заведении, как ал-Азхар, не обладают
широтой знаний, необходимых для ведения дискуссий — в частности, с теми же
«ваххабитами». Кстати, борьбу с «нововведениями» (араб. бид‘а),
против которых выступают последние, активно вел их идейный предшественник Ибн Ханбал (ум. в 855 г.). Но эта борьба бесплодна и
бесперспективна, а то, что радикально настроенные богословы считают «нововведениями», —
это как раз и есть залог развития ислама. Не существует механизма, с помощью
которого мусульманам можно было бы навязать единомыслие по всем вопросам
религии. Мир ислама настолько разнообразен в идеологическом плане, что здесь
хватит места различным концепциям. В этом многообразии — сила ислама.
Р. Б.: — Означает ли это, что мусульманскому миру так
никогда больше и не объединиться? Ведь у араба, проживающего в Марокко, и араба
из Ирака при всех существующих различиях все равно больше общего, чем между
португальцем и немцем. Ислам для его последователей является мощным
объединяющим фактором.
С. П.: — Безусловно, да. Когда речь заходит о различиях не внутри
самого ислама, а между исламом и другими религиями, то ислам можно
рассматривать как единое целое. В исламе есть общие для всех течений принципы,
действующие как на уровне социальной практики (пять религиозных обязанностей),
так и на уровне религиозной догматики. Десятки разноязычных народов,
находящихся на разном уровне исторического самосознания, приняли ислам, и
существующие между ними различия в понимании ислама будут сохраняться. И это
естественно и нормально. Но как только начинается навязывание своего понимания
ислама другим — возникает конфронтация. Ислам менялся и будет меняться в
соответствии с условиями времени. Тот же пророк Мухаммад за 22 года своей
деятельности изменялся сам и менял первоначальные установки (число нормативных
молитв, направление молитвы, отношение к иноверцам и т.д.). Сама сунна Пророка
складывалась в течение нескольких веков! Сотни тысяч хадисов (преданий о
высказываниях и действиях Мухаммада) были забракованы мусульманскими
богословами как недостоверные. Содержание сунны таково, что позволяет извлекать
из нее тот материал, который востребован в данное время и который может служить
аргументом за или против. При желании грамотный человек может найти там все,
что ему нужно. Но если кто-то захочет опровергнуть его, он также сможет
отыскать хадисы, которые опровергали бы или ставили под сомнение точку зрения
оппонента. Еще в X веке продолжали собирать хадисы. Знаменитый мусульманский
богослов ал-Бухари (умер в 870 году) из 600 тысяч
собранных им хадисов выбрал как достоверные и включил в свой сборник «ас-Сахих» лишь чуть более одного процента. Сунна
создавалась людьми. Хадисы использовались для того, чтобы авторитетом Пророка
освятить и узаконить фактически действующие нормы и решать многочисленные и
разнообразные вопросы, которые порождало время.
Р. Б.: — Станислав Михайлович, Вы сказали, что полемика
между представителями различных течений в исламе необходима и может быть
продуктивной. А как Вы относитесь к межконфессиональной полемике? К примеру, в
книге Али Вячеслава Полосина «Преодоление язычества»,
вызвавшей большой интерес в обществе?
С. П.: — Общеизвестно, что новообращенные всегда наиболее рьяно
проповедуют преимущества принятой ими веры. Но если вы приняли ислам, искренне
уверовали в его догматы и духовные ценности, то это еще не значит, что вы в
состоянии вести диалог на научном уровне. Кроме того, нельзя быть умеренным в
рамках одной конфессии и быть нетерпимым к другой.
Это относится и к исламу, и к христианству, и к другим конфессиям.
Средневековое общество при ‘Аббасидах было намного
терпимее к иноверцам, чем современное мусульманское общество: в ту пору чаще «били»
своих, не согласных с чем-то мусульман, чем христиан, иудеев и других. В то же
время не следует забывать, что крестовые походы, инквизиция, фашизм возникли в
христианском мире. Многое зависит от социальных условий в обществе, от уровня
жизни населения. В Кувейте, например, в целом высокий уровень жизни населения,
ему есть что терять, поэтому людей здесь трудно вовлечь в экстремистские
движения, а в Средней Азии и на Северном Кавказе существует проблема добычи
хлеба насущного для своих многодетных семей, поэтому молодые люди этих регионов
легче поддаются пропаганде проповедников «чистоты» ислама и служат благодатной
почвой для распространения идей религиозного экстремизма. Кстати, что касается
противодействия так называемым «ваххабитам», то в Средней Азии светская власть
и мусульманское духовенство также не в состоянии идеологически противостоять
так называемым экстремистам, репрессивные же меры лишь усиливают сопротивление последних.
У старшего поколения в этом регионе еще сильны местные мусульманские традиции и
оно не поддается пропаганде тех, кто, отучившись за границей, возвращается
домой и говорит им, что они не так поклоняются Аллаху, а молодежь, особенно
социально не обустроенная часть ее, охотнее прислушивается к ним. На почве
всеобщего конфессионального невежества пропаганда такая пропаганда приносит
свои горькие плоды.
Р. Б.: — Какое место в процессе исламского образования
Вы отводите научно-популярной литературе?
С. П.: — Я считаю, что она очень нужна сейчас, но подготовкой
научно-популярной литературы об исламе должны заниматься профессиональные исламоведы. Недавно мне позвонили из одного издательства и
сказали, что хотят опубликовать в сокращенном виде статьи из Энциклопедического
словаря «Ислам», изданного под моей редакцией в Москве в 1991 году. Я их
спросил: у вас есть специалисты, которые могли бы грамотно, без ущерба для
смысла сократить статьи? Они говорят: нет, но Вы не беспокойтесь, мы аккуратно
сократим. К сожалению, на таком уровне работают ныне многие издательства.
Публикуется большое количество малограмотных переводов арабских сочинений,
которые только замусоривают головы неподготовленных читателей. Поэтому не устаю
повторять: необходимо готовить профессиональных исламоведов.
Р. Б.: — Насколько я понимаю, такое образование будет
рассчитано прежде всего на не-мусульман, так как
мусульмане обычно предпочитают обращаться к неграмотному имаму, а не к
профессионалу-востоковеду, не являющемуся мусульманином.
С. П.: — Увы, это так. Однако давайте рассмотрим образование,
которое сегодня дается в исламских учебных заведениях. В них заучивают наизусть
Коран, хадисы, изучают мусульманское право. Вся образовательная программа
дается в соответствии с каким-нибудь толком: ханафитским,
шафиитским, маликитским или
ханбалитским. То же самое относится к переводам
Корана, которые являются отражением понимания Священного текста в определенную
эпоху и в определенной среде. Однако, например, Нури
Османов при работе над переводом текста Корана опирался на персидские тафсиры XII-XIII веков. Это означает, что читателю
дается понимание Корана в XII-XIII веках в персоязычной
образованной среде. Такие переводы, вероятно, неизбежны, но читатель должен четко
знать, что этот перевод Корана отражает конкретную историко-культурную среду и
что возможно иное понимание оригинального текста Корана.
Далее, выпускники суннитских религиозных заведений будут
слабо знакомы или практически не знакомы с трудами шиитских богословов
(например, ал-Кулини, ат-Туси
и др.), в то время как студенты-шииты будут иметь слабое представление о
суннитских сборниках хадисов. Вот поэтому я и утверждаю, что религиозное
образование по своей природе носит узкий характер, и государственный институт,
изучающий проблемы исламоведения, должен быть
светским. Такой институт мог бы не только заниматься исследовательской работой,
научными переводами и комментариями, но и готовить специалистов, учебные
программы и пособия, которые могли бы использовать в ВУЗах, где преподают
историю исламской культуры. Что же касается современных «стратегических центров»
и финансируемых различными организациями «гуманитарных институтов», то их
ангажированность, исходящая из сиюминутных интересов, предопределяет односторонность
и политизированность их деятельности. Без учета
широкого исторического контекста невозможно научно-объективное исследование и
освещение проблем, связанных с исламом и его взаимодействием с другими конфессиями.
Р. Б.: — Насколько я знаю, в Институте стран Азии и
Африки при МГУ имени Ломоносова есть специальный центр, который готовит
специалистов в сфере исламоведения.
С. П.: — Я видел их сборник программ спецкурсов, вышедший в 2001
году и представленный как «первый в ряду публикуемых программ спецкурсов».
Автор программы «Исламоведение», г-жа С.А.Кириллина
структурно и содержательно следует подготовленной нами и упомянутой выше
одноименной программе, «разбавив» ее социологическими и страноведческими
деталями и «упростив» ее академический стиль. И, видимо, не случайно
составитель этого плагиата не упомянул в списке использованной литературы
источник своего «вдохновения» — нашу программу. Один из подразделов
опубликованной С.А.Кириллиной программы назван «Ислам единый, ислам
региональный». Именно под таким названием еще в 1994 году вышла моя статья, в
которой изложены новый методологический подход к изучению ислама и механизм его
функционирования как идеологической, в том числе религиозной системы. Но даже
если оставить научную этику на совести составителя этой программы, все равно,
преподавать-то по этой программе должны профессиональные исламоведы
с тем, чтобы студенты получили системное представление об исламе. Несколько лет
назад я составил целевую комплексную программу «Ислам в России», в которой
изложены конкретные предложения по подготовке профессиональных исламоведов. В эту программу был включен пункт о
необходимости создания академического Института исламоведения.
Однако сейчас я понимаю, что даже если такой институт будет создан, этим воспользуются
прежде всего функционеры и приближенные к власти люди, и результаты работы
такого института будут малоэффективными. А ведь здесь большой государственный
интерес. Но у нас, как всегда, хотят все быстро и сразу. Функционеры высшего
ранга и «генералы от исламоведения» говорят: мы
готовы добыть средства на проведение международной конференции по проблемам
ислама в России и Германии, пригласим немецких специалистов для обмена опытом.
И что это даст — спрашиваю я? Ислам в России — религия коренного
населения, а в Германии — пришлого. У нас разные проблемы. Это —
нерациональная трата денег, мероприятие для «галочки». Надо вкладывать деньги в
долгосрочную перспективу, в подготовку интеллектуальных ресурсов, в частности,
профессиональных исламоведов.
Р. Б.: — Станислав Михайлович, возвращаясь к Вашему
словарю «Ислам на территории бывшей Российской империи», хочу спросить: когда
российские мусульмане жили лучше: в империи или сейчас? Когда у них было больше
прав?
С. П.: — Во времена Российской империи статус мусульман
регулировался законодательно. Мусульманам были предоставлены особые права,
автономия в решении многих вопросов, касающихся культа, религиозного
образования и т.д., с тем, чтобы они могли почувствовать себя полноправными
гражданами государства. Царская власть поручала мусульманскому духовенству
осуществлять часть полномочий центральной власти по отношению к мусульманам.
Однако постепенно верхушка мусульманского духовенства все дальше отходила от
нужд рядовых мусульман, и поэтому многие мусульмане приветствовали
революционные преобразования в обществе. Революция и последовавшая за ней
тотальная антирелигиозная политика советской власти уравняли в правах всех
подданных, лишив тем самым мусульман особого статуса. Однако была и негативная
сторона имперской политики, продолжившаяся и в советское время, —
насильственная русификация.
Что касается нашего времени, то Конституция предоставляет
широкие права всем гражданам России независимо от их вероисповедания. Однако,
как известно, эти права далеко не всегда соблюдаются, и мусульманское население
России острее чувствует и реагирует на коллизии внутренней и внешней политики
центральной власти, тем более что в духовном плане сохраняется его связь с
внешним мусульманским миром. В нынешних условиях корректная, непредвзятая
пропаганда научных знаний об исламе — необходимый шаг на пути к
установлению этно-конфессионального согласия в
России, при котором все российские граждане, независимо от их вероисповедания,
могли бы чувствовать себя комфортно.
Вопросы задавал к.ю.н.
Ренат Беккин PDF-файлы
Ключевые слова ислам
|