|
Вис-хаджжи (Дж.Месхидзе) // ИнТБРИ, Вып. 2 (1999)
Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — «Атбасарский шайх», чеченский
религиозный деятель, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным
наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В 50-е гг. (в
период депортации) часть муридов Чиммирзы, проживавших в Целиноградской
(Акмолинской) области Казахстана, сгруппировалась вокруг В.-х. Согласно
чеченской традиции, шайх непосредственно общался с Учителем (устаз)
— Кунта-хаджжи, раскрывшим ему подлинный смысл своего учения и
возложившим на него миссию проповедовать «чистый путь», так как современные
последователи от него отклонились. Помимо барабана (его использовал Чиммирза во
время коллективных радений) В.-х. ввел «чеченскую скрипку»: игра на этом
инструменте, по его утверждению, — особая благодать Аллаха, ниспосланная для
того, чтобы очистить мысли и смягчить чувства верующих. Ее звуки не только
услаждают слух людей, но и радуют ангелов. Во время индивидуальных и
коллективных богослужений мурид должен надевать белую папаху,
отождествляемую со священной чалмой: совершенный в ней намаз
приравнивается к 50-60 обычным намазам (поэтому за вирдом
закрепилось название «белошапочники»). Мужчин — последователей В.-х. отличают
особая форма бороды и черный или темно-синий бешмет; культовой одеждой женщин
являются чухта (головная повязка, скрывающая волосы) и длинные шаровары
(в них совершается зикр, но не намаз). Женские платья —
свободные, с длинными рукавами; если одежда приобретена в магазине, то ее
необходимо перекроить, а вместо пуговиц пришить «застежки» (ветанаш).
В.-х. проповедовал, что всем его приверженцам уготован Хазрат
Мохк — прекрасный, вечнозеленый оазис, где воздух напоен ароматом лимона;
именно там они соберутся в Судный день. Считается, что это не рай (ал-джанна),
а совершенно особый мир. Символом его является красная «тюбетейка» с пришитыми
на внешней поверхности синими или зелеными лоскутками, которую постоянно носят
под папахой. Шайх гарантировал ученикам, что они не подвергнутся
предварительным допросам и наказаниям в могиле со стороны ангелов Мункара и
Накира и не испытают мук ада, если будут строго соблюдать все предписания: эту
привилегию определил для своих муридов сам Кунта-хаджжи.
Принципиальное значение В.-х. придавал труду. Он наставлял,
что Аллах обязывает трудиться ради семьи, за которую каждый в ответе перед Ним.
Рицк (от араб. ризк — пропитание, предопределенное человеку на
всю его земную жизнь) сокрыт у Аллаха и даруется Им. Любое дело должно
совершаться с сознанием, что это — ради Аллаха (исключая работу на табачных
плантациях и винных заводах, которую В.-х. считал грехом).
В.-х. был сторонником обновления некоторых обычаев и
обрядов, в частности, он установил твердый и более низкий калым (там
бар), разрешил молодоженам (вопреки обычаю — ‘адат) присутствовать на
свадьбе. Женщинам шайх запрещал выходить замуж за муридов из
другого вирда (как и Батал-хаджжи). Он сам заключал браки по
достижении брачующимися совершеннолетия (девушки — 18 лет, юноши — 20). В доме
невесты совершался суфийский обряд (зикр), а по прибытии в дом жениха —
и зикр, и обряд по шари‘ату. Торжество завершалось тем,
что В.-х. обращался с молитвой к Аллаху и просьбой освятить и благословить
брак, ниспослать новобрачным мир и согласие и в этом, и в потустороннем мирах.
Молодоженам выделялся дом и личное хозяйство.
Шайх ввел в практику совместное совершение религиозных радений мужчинами и
женщинами, отдельных женских групп в вирде В.-х. нет. Наибольшее число
последователей шайха В.-х. — в Грозненском и Шалинском районах Чеченской
Республики Ичкерия, отдельные общины действуют в Хасавюртовском районе
Республики Дагестан, в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания и
Акмолинской области Республики Казахстан.
Литература: М.-С.М.Мустафинов. Специфика догматики и социальной
доктрины современного зикризма (на материалах конкретно-социологических
исследований в Чечено-Ингушской АССР). Автореф. дис. канд. филос. наук.
Грозный, 1972.
***
Аннотация к серии «Ислам на территории бывшей Российской империи» размещена на подсайте http://islamica.orientalstudies.ru; Вашему вниманию
также доступны отдельные статьи. PDF-файлы Ключевые слова ИнТБРИ, статьи
|