|
|
|
|
Страны и народы Востока. Вып. XXXVI: Религии на Востоке / Под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. М.: Наука — Восточная литература, 2015. 431 с.: ил. ISBN 978-5-02-039952-5 (в пер.).
Издание имеется в продаже
В очередной выпуск продолжающегося издания вошли статьи по проблемам
изучения религий народов Востока. Рассматривается история взаимоотношений
государства и церкви на территории Росийской империи (буддизм в Бурятии, ислам в Бухаре и Хиве) и современной России, анализируется соотношение текстов и
практик в исламской культуре народов Кавказа, индуизме, тибетском и простонародном японском буддизме, рассказывается о культе святых и учителей в восточном христианстве и буддизме.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Государство, религия и церковь
Д. Д. Амоголонова. Буддизм в Бурятии: российское государство и конфессиональная конкуренция — 5
В статье на примере Бурятии исследуется проблема взаимодействия религиозных институтов в полиэтничном сообществе. На основании различных
материалов (архивных, научных, публицистических) анализируются история
конкуренции между православием и буддизмом в период империи и отношения двух этих религиозных традиций в настоящее время. Несмотря на использование имперских административных ресурсов, православному духовенству
не удалось достичь значительных успехов в подавлении влияния буддизма в
Забайкалье, что было обусловлено двумя факторами, а именно его адаптивными возможностями и мотивами, которыми руководствовалось государство,
стремившееся из политических интересов не столько к непременному крещению бурят, сколько к институционализации буддийской религии и контролю
над ней. В условиях современной десекуляризации социокультурных практик
свобода совести стала в России реальностью, а буддизм в комплексе с шаманизмом, оттеснив православие, является важной характеристикой региона, его
брендом. При этом от имперского периода унаследованы адаптивные традиции лояльности властям, что позволяет буддийским организациям, главным
образом Буддийской традиционной Сангхе России, влиять на многие стороны
общественной жизни в Бурятии.
Ключевые слова: буряты, буддизм в Бурятии, православие в Бурятии,
Российская империя, религиозная конкуренция, десекуляризация, Буддийская
традиционная Сангха России, Хамбо лама Дамба Аюшеев.
И. В. Богданов. Роль царской пирамиды в мифологическом сознании египетских чиновников Древнего царства — 42
Несмотря на укоренившиеся мнения, что в Египте Древнего царства существовали специальные отряды «строителей пирамид», это обозначение среди
административных титулов не свидетельствовано. Нам известен только один
титул Древнего царства с элементом «пирамида»: jmj-rȝ ḳdw mr «начальник
строителей пирамиды», который упомянут дважды в надписях из Вади Хаммамат (М 103 и G 21). Концепт «пирамида» в этих титулах чиновников вынесен вперед и представляет не здание, но административное ведомство, которое
отправляло рабочие отряды в экспедицию. Однако ведомства «пирамиды»
в административной структуре Древнего царства никогда не существовало,
поэтому термин «пирамида» можно считать фиктивным дополнением к титулу. Таким образом чиновники пытались обозначить на новом рабочем месте
новое культовое пространство, чтобы включить его в общее культовое пространство пирамиды и его некрополя, где были расположены их собственные
заупокойные владения.
Особое внимание уделяется изучению титула jmj-rȝ wpwt mn-nfr-ppj m s‘ḥ‘
njwt «начальник поручений пирамиды mn-nfr-ppj (в период) возведения города», который упоминается в надписи на цилиндрической печати из Телль эль-Масхута. Приводится обзор титулов с основным элементом jmj-rȝ wpwt «начальник поручений» в культе пирамиды mn-nfr-ppj. В частности, выдвигается
предположение о личности nj-‘nḫ.j-snfrw / ffj (ложная дверь в Музее искусств
Северной Каролины, Роли 2006-15) и ffj / ṯȝjt(j) (ложная дверь в коллекции
Дж. Синополи).
Ключевые слова: Египет Древнего царства, пирамида, мифологическое сознание, административная история, титулы, организация труда.
Н. В. Григорьева. Вьетнамский культ королей Хунгов: от «изобретенной традиции» к нематериальному культурному наследию — 58
В статье содержится анализ эволюции культа королей Хунгов, мифических
основателей вьетнамской государственности, в средневековом, колониальном
и независимом Вьетнаме. Используя понятие «изобретенной традиции», автор
рассматривает две составляющие культа (конфуцианский культ правителей
минувших династий и народные практики почитания духов-покровителей) и
связывает периоды усиления культа с наиболее важными периодами в развитии вьетнамского государства. В Заключении дается оценка роли культа королей Хунгов в современном Вьетнаме и его признания в качестве объекта нематериального культурного наследия.
Ключевые слова: Вьетнам, короли Хунги, конфуцианство, культ правителей минувших династий, культ духов-покровителей, «изобретенная традиция», нематериальное культурное наследие.
Ю. А. Иоаннесян. Бахаи в Российской империи. Первая организованная община за пределами Ирана — 72
Бахаи (в то время переселенцы из Ирана) появились на территории Российской империи вскоре после присоединения территории нынешней Туркмении
к России, где сформировалась первая организованная община последователей
этой религии за пределами Ирана. Она достигла значительных успехов в гуманитарных областях в регионе, характеризовавшемся почти полной неграмотностью коренного населения. Община вошла в историю еще и благодаря тому,
что ею был построен первый в мире храм бахаи. В статье рассматривается политика Российского государства применительно к бахаи и отношение к ним
научной и творческой общественности с использованием в том числе недавно
открытых архивных материалов. Приводятся данные и по другим сообществам
бахаи на территории Российской империи.
Ключевые слова: политика царской России в вопросе религиозных
меньшинств, религиозная толерантность, религия бахаи в России.
Р. Ю. Почекаев. Ислам, налоги и империя: налоговый институт зякет в Бухаре и Хиве в эпоху российского протектората — 97
Статья посвящена проблеме налоговой политики Российской империи в
Средней Азии во второй половине XIX — начале ХХ в. На примере отношения российской администрации Туркестанского края к мусульманскому налоговому институту зякет в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве автор рассматривает особенности взаимоотношений имперских властей со светскими
правителями Бухары и Хивы, а также с мусульманским духовенством, методы
и средства реализации мер по модернизации среднеазиатских владений и протекторатов Российской империи.
Ключевые слова: Российская империя, Бухарский эмират, Хивинское
ханство, ислам, шариат, зякет, налоговая политика, модернизация.
Т. Д. Скрынникова. Современный шаманизм у бурят — 113
В статье анализируются функции шаманизма в современном бурятском
обществе: как, с одной стороны, происходит реставрация традиционных ритуальных механизмов, а с другой стороны, их модификация. Автор отмечает
возрастающую роль шаманизма в объяснении и оправдании им современного
миропорядка: характерной чертой постсоветского шаманизма является модификация космогонической и социогонической функции обрядов, когда с возведением культового объекта устанавливается связь социума (коллектива) с
божествами, а участие в ритуале представителей разных бурятских родов моделирует границы новой общности, которая подтверждается ритуалом и тем самым манифестируется. Анализ системы представлений и конкретных ритуальных практик позволил показать, как через культовое оформление социальной
связи этнических групп с природной средой жизнеобеспечения актуализируется взаимосвязь человека и природы в традиционной культуре бурят. В статье
также уделяется внимание тому, что, в отличие от начала ХХ в., шаманизм,
наряду с буддизмом, становится важнейшим фактором интеграции бурят.
Ключевые слова: шаманизм, реставрация, модификация, ритуальные
практики, функции, этноинтеграция.
А. Д. Цендина. Буддийский институт реинкарнаций как поле для политических спекуляций (по письменным и устным источникам монголов XVII — начала ХХ в.) — 141
В статье рассмотрены некоторые способы использования в Монголии особенностей института реинкарнаций в политических целях ― для избрания
«нужного» лица, для устранения авторитетных лам с исторической арены, для
установления локальных линий перерождений. В качестве примера проанализированы два исторических эпизода, связанных с подобными манипуляциями, ― определение внука Тушэту-хана в качестве реинкарнации Таранатхи,
а также возникновение культа Шестого далай-ламы в Алашани. Показано, как
эти эпизоды отразились в монгольской традиционной историографии и устном
творчестве монголов.
Ключевые слова: реинкарнации, монгольская традиционная историография, исторические легенды.
II. Учение: тексты и практики
М. С.-Г. Албогачиева. Влияние социально-философских идей ханбалийского проповедника Абдул-Кадира аль-Джилани на исламскую культуру народов Кавказа — 160
В статье рассматриваются особенности влияния социально-философских
идей Абдул-Кадира аль-Джилани на формирование нового направления в исламе, получившего название кадирийский тарикат. Дана краткая историческая
справка распространения этого тариката в мире. Особое внимание уделено деталям бытования кадирийского тариката на Северо-Восточном Кавказе. В статье
отмечена этнографическая специфика религиозных практик кадиритов Дагестана, Чечни, Ингушетии. Подробно описываются подготовка и проведение
ритуала громкого зикра — джахра — в кавказском варианте суфийских практик с использованием бубна, скрипки и других психотехник: двигательной
экспрессии, дыхательных упражнений, мелодекламации и пр. Описывается
ареал распространения кадирийского тариката на Кавказе и в других регионах
Российской федерации в местах компактного проживания его адептов, а также
за пределами страны.
Ключевые слова: — кадирийский тарикат, Абдул-Кадира аль-Джилани,
Кунта-Хаджи, ислам, проповедь, зикр джахр, адепты, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия, вирд (братство), авлия.
К. В. Алексеев. Монгольский Ганджур: генезис и структура — 190
Статья посвящена обзору монгольского Ганджура, сборника переводов большого и разнородного корпуса текстов, авторство которых приписывается Будде. В ней приводится описание источников и генезиса этого собрания канонических сочинений, а также изложены некоторые новые данные, позволяющие
пересмотреть сложившийся взгляд на структуру и соотношение изданий монгольского Ганджура.
Ключевые слова: Ганджур, буддийский канон, монгольская переводная литература.
А. В. Зорин. Харихарихаривахана-Авалокитешвара (Авалокитешвара, восседающий на Вишну, Гаруде и льве) в тибетском буддийском каноне и в интерпретации Таранатхи — 229
Статья посвящена особой форме буддийского божества — бодхисаттве
Авалокитешваре, который восседает на боге Вишну, птице Гаруде и льве (все
три слова на санскрите могут быть обозначены одним словом «хари», отсюда
сложное именование — «Харихарихаривахана»). Представлен анализ и перевод двух текстов из тибетского буддийского канона, описывающих тантрическую практику данного божества. Они сравниваются также с более поздним
сочинением тибетского автора Таранатхи, в интерпретации которого не только
Вишну, но и Гаруда и лев оказываются воплощениями великих богов индуизма (Рудры и Брахмы), что, очевидно, служит доказательством превосходства
буддийского учения над индуистским.
Ключевые слова: тибетский буддийский канон, Авалокитешвара, садханы, Таранатха, синкретизм.
Д. Г. Кикнадзе. Значение сутр и статуй в простонародном японском буддизме эпохи Хэйан (по материалам сборника прозы сэцува «Удзи сюи моногатари», XIII в.) — 241
Автор статьи на материалах памятника японской повествовательной прозы
сэцува «Удзи сюи моногатари» (宇治拾遺物語, «Рассказы, собранные в Удзи»,
XIII в.) рассматривает особенности бытования среди простой паствы таких
популярных священных предметов японского буддизма, как сутры и самодельные статуи.
Ключевые слова: проза сэцува, эпоха Хэйан, «Удзи сюи моногатари»,
буддизм, сутра, бодхисаттва Каннон, статуи, бодхисаттва Дзидзо.
К. Г. Маранджян. Конфуцианство и буддизм в Японии в период Токугава — 260
В статье речь идет о взаимоотношениях буддизма и конфуцианства в период Токугава. В ней также говорится о том, что попытки доказать «религиозный» статус конфуцианства оказываются малопродуктивными для понимания
механизма взаимодействия учения Конфуция и буддизма, в то время как традиционное представление о «триаде учений» объясняет, почему диапазон их
взаимоотношений колебался от синкретизма до полного размежевания.
Ключевые слова: буддизм и конфуцианство, триада учений, религия,
ересь, период Токугава (1603—1868).
С. Л. Невелева. Ритуал и эпический текст (этнографический субстрат древнеиндийского эпоса) — 275
В статье освещаются основные проблемы связи традиционного эпического текста с «этнографическим субстратом» (термин В. Я. Проппа —
Б. Н. Путилова), в данном случае — с древним ритуалом как главной его составляющей. «Махабхарата», древнеиндийский эпический памятник, в процессе длительного, многовекового формирования в устно-фольклорной традиции
(прибл. с начала I тыс. до н.э. и по первые века н.э.) прошла путь от героического до философско-дидактического эпоса. «Многослойное» содержание
«Махабхараты», вмещающее архаику, классическую героику и позднюю
религиозную философию, представляет собой уникальный источник для историко-типологической реконструкции различных форм ритуальной деятельности социума, получивших опосредованное отражение в эпическом тексте.
Ключевые слова: древнеиндийский эпос, «Махабхарата», этнографический субстрат, традиция, инкорпорация, памятник, генезис, историко-типологический сюжет.
В. М. Рыбаков. Закон и порядок на службе у связей танского Китая с горним миром — 298
Значение конфуцианства для Китая трудно переоценить. Вся теория и
практика управления, воспитания и отбора кадров для государственного аппарата полностью опиралась на сформулированные Конфуцием принципы. Этим
принципам была присуща значительная гибкость. Конфуцианцы, вслед за
своим учителем, весьма прохладно относились к мистике и к потустороннему
миру в целом. С другой стороны, императорская идеология, монополизировавшая и форму, и содержание государственных ритуалов, прямо апеллировала к поддержке потусторонних сил при управлении страной. Парадоксальным
образом конфуциански образованное чиновничество оказалось в ответе и за
организацию государственных ритуалов, и за их вполне мирскую подготовку,
и за их уголовно-правовую поддержку. И оно делало это с присущей ему
дотошностью и деловитостью, как если бы дело касалось предметов сугубо
земных.
Ключевые слова: традиционный Китай, конфуцианство, императорская
идеология, уголовное право Китая, государственные ритуалы.
III. Учителя: святые, реформаторы и отступники
Е. В. Гусарова. Иоасаф II, митрополит Эфиопии, на начальном этапе ее политической раздробленности (конец XVIII — начало XIX в.) — 324
В данной статье рассматриваются исторические подробности пребывания
митрополита Иоасафа II (III) в Эфиопии. К сожалению, период истории Эфиопии, на который выпали 33 года служения Иоасафа II в качестве главы Эфиопской Церкви, не богат письменными источниками. Некоторые факты, связанные
с деятельностью митрополита Иоасафа на Африканском Роге, можно почерпнуть из хроник местных царей и правителей, списков митрополитов Эфиопии
и приписок к рукописям из библиотек крупных монастырей и храмов.
Ключевые слова: Эфиопская Церковь, митрополит Эфиопии, церковная иерархия, царь Эфиопии Такла Гиоргис I, политическая раздробленность
на Африканском Роге.
Е. П. Островская. Образ учителя Васубандху в буддийской традиции и научном дискурсе — 342
Статья посвящена проблеме изучения этапов философской деятельности
одного из прославленных буддийских просветителей раннесредневековой Индии Васубандху (IV—V вв.), чье письменное наследие служит богатейшим ресурсом научных знаний о воззрениях школ Северной Хинаяны — вайбхашики
и саутрантики, а также махаянской школы йогачара. Показано, что сложившиеся в Китае и Тибете традиционные представления о стадиях его идейной
эволюции обусловливались особенностями развития буддийской философской
мысли в этих странах. Отмечая вехи научной дискуссии о Васубандху, автор
статьи акцентирует внимание на новых результатах изучения его наследия,
вносящих коррективы в агиографическую легенду об этапе перехода просветителя в Махаяну.
Ключевые слова: буддийская философия раннесредневековой Индии,
вайбхашика, Васубандху, йогачара, Махаяна, саутрантика, Северная Хинаяна.
Лилит Симонян. Народный культ Ованнеса Одзунского — 362
Церковный и политический деятель VIII в. Ованнес Одзунский известен
как законодатель, создавший свод церковных канонов и предотвративший насильственную исламизацию армянского населения. В народе распространялись и с X в. записывались истории о чудесах, сотворенных им: о говорящем
новорожденном ребенке, о чудесном мече, о погружении руки в кипяток, об
излечении византийского князя, принесшего в Армению Священный Знак,
способный поворачивать течение рек. Самой известной из них является история об окаменевшем змее, которого можно увидеть в скале недалеко от монастыря Србанес в с. Ардви, в месте захоронения св. Ованнеса. Србанес и связанный с Ованнесом Одзунским полуразрушенный монастырь Оромайр до
наших дней остаются местами массового паломничества, принесения жертв,
поклонения. По поверьям, источник Оци Порт, возникший якобы на месте
пупка окаменевшего змея, а также могила святого способны избавлять от
множества болезней, в том числе лечить от бесплодия. Поклонение святому
проходит без участия священнослужителей и включает некоторые народные
нововведения (люди приносят на его могилу цветы, верят, что их жедания исполнятся, если ударить в монастырский колокол).
Ключевые слова: святой Ованнес Одзунский, Священный Знак, Ардви,
Оромайр, паломничество, окаменевший змей.
А. А. Туранская. «Гурбум» Миларэпы в контексте тибето-монгольской агиографии — 378
Являющееся своего рода дополнением к жизнеописанию Миларэпы, «Собрание песнопений», известное также под кратким названием «Гурбум», оказало существенное влияние на становление тибетской и монгольской средневековых литератур, в частности агиографии и поэзии. Этот текст, составленный в 1488 г. известным тибетским ученым Цаннён Херукой (тиб. gTsang
smyon he ru ka, 1452—1507), явился результатом развития пространной житийной традиции, прираставшей письменными памятниками и историями в течение почти четырех столетий. Статья призвана частично восполнить недостаток
сведений о появлении и бытовании в Тибете и Монголии житийной традиции
этого тибетского йогина и поэта. В ней даны краткие сведения о девяти сочинениях, истории и фрагменты из которых впоследствии вошли в «Гурбум»,
составленный Цаннён Херукой, а также об оригинальных монгольских сочинениях, посвященных тибетскому йогину.
Ключевые слова: тибетская и монгольская агиография, «Гурбум»,
Миларэпа, Цаннён Херука, Ширегету Гуши Цорджи.
А. Л. Хосроев. Два раннехристианских «еретика» — Керинф и Кердон: путь к Маркиону (материалы к истории раннего христианства) — 403
На основе анализа древних источников автор рассматривает двух раннехристианских «еретиков», Керинфа и Кердона, не как предтеч философского
гностицизма Валентина или Василида, а как тех, кто прокладывал дорогу той
разновидности радикального христианства, которая нашла свое завершение
в богословской системе Маркиона.
Ключевые слова: раннее христианство, иудео-христианство, гностицизм, ересиология, хилиазм, докетизм.
Авторы выпуска — 427
PDF-файлы Аннотация, Содержание
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
27 мая, в понедельник, состоится очередное заседание иранистического семинара «Фрейманские чтения», посвященного вопросам иранской филологии. |
Подробнее...
|
|
|
|
|