|
|
|
|
Терехов А.Э. Представления о совершенных мудрецах (шэн) в китайских апокрифах (чэньвэй) эпохи Восточная Хань (25—220 гг. н.э.) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель Ю.Л.Кроль. СПб., 2016. 32 с.
Представление о «совершенномудрых людях» (шэн жэнь 聖人) или «совершенных мудрецах» (шэн 聖) играло важнейшую роль в политической идеологии Древнего Китая. По крайней мере с V в. до н. э. они воспринимаются в качестве личностей, достигших высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, и/или идеальных правителей, и в этом качестве фигурируют в сочинениях самых разных древнекитайских мыслителей. При этом в каждом памятнике образ шэна трактуется по-своему, причём, зачастую, в диаметрально противоположных направлениях: совершенный мудрец может служить воплощением человеколюбия или же воспринимать других лишь как средство для удовлетворения собственных нужд и амбиций, быть монархом или же всеми способами отказываться от престола, иметь конкретные воплощения или же оставаться неперсонифицированным.
В процессе формирования имперской идеологии, начавшемся после объединения Китая в 221 г. до н. э., представления о совершенных мудрецах вышли за пределы чистой теории и стали фактором политической практики, поскольку в качестве шэна начал восприниматься правящий монарх. Новая роль этого образа вызвала значительные изменения в нём самом: он начал видоизменяться, переосмысливаться и подвергаться унификации под влиянием различных идеологических, мифологических, философских и мировоззренческих представлений.
В результате длительного развития к I в. н. э. образ шэна стал важной составляющей государственной религии имперского Китая, где совершенномудрые мыслились уже не просто мудрецами, но личностями особого типа, имеющими божественное происхождение и обладающими сверхъестественными способностями. Этот этап развития образа шэна оказался зафиксирован в корпусе т. н. апокрифов (чэньвэй 讖緯) — религиозно-политических по своему характеру текстов, ставших квинтэссенцией политической идеологии первых веков н. э.
Тем не менее развитие китайской идеологии в целом и, в частности, конфуцианства, постепенно узурпировавшего образ совершенного мудреца, привело к тому, что в эпохи Тан 唐 (618 — 907 гг.) и в особенности Сун 宋 (960 — 1279 гг.) образ шэна вновь претерпевает кардинальные изменения: он теряет большинство божественных коннотаций и вновь становится достижимым для любого человека, фактически возвращаясь к своей более ранней форме, но на ином, обусловленном развитием философской мысли и изменившимися историческими обстоятельствами теоретическом уровне. В результате раннеимперские представления о шэнах как о божественных личностях стали рассматриваться традицией как пагубное искажение изначальных древних идей, заслуживающее не столько критики, сколько забвения. Такой подход к сложившемуся к I в. н. э. образу совершенномудрых во многом повлиял на исследователей XX века, в случае с китайскими и отечественными учёными дополнившись марксистской идеологией, заставлявшей игнорировать его как совокупность «суеверий», не заслуживающих серьёзного изучения. Эта ситуация начала меняться лишь в последние годы; как на Западе, так и в Китае стали появляться исследования, посвящённые доселе пребывавшим в пренебрежении аспектам политической идеологии и религии Древнего Китая. Тем не менее, проблема раннеимперского образа совершенного мудреца до сих пор так и не получила достойного освещения ни в России, ни за рубежом. В то же время представляется, что реконструкция представлений о шэнах в Китае I—III вв. позволит лучше понять особенности теоретической мысли, государственной религии, мифологии, идеологии и политической практики той эпохи, что и обуславливает актуальность рассматриваемой темы. PDF-файлы Полный текст автореферата
Ключевые слова апокрифы китаские Восточная Хань чэньвэй шэн
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Вступительный экзамен в очную аспирантуру ИВР РАН по специальности 5.9.2. Литературы народов мира состоится 13 сентября (среда) в 14:00 в каб. 146 («Кабинет изучения Лотосовой сутры»). |
Подробнее...
|
|
|
|
|