Иоаннесян Ю.А. Санкт-Петербургская коллекция материалов по бабизму и религии бахаи (XIX — начало XX в.) // Письменные памятники Востока, 1(2), 2005. С. 304—320.
Благодаря географической близости и вовлеченности в борьбу европейских держав
за влияние на Ближнем и Среднем Востоке Россия в XIX в. с неослабным интересом
следила за происходящими в соседней Персии событиями. Естественно, что
и такое значимое явление, как зарождение новой религии, не могло не привлечь внимание
русских дипломатов и востоковедов. В начальный период ее развития большинство
иностранных наблюдателей вынуждены были пользоваться искаженными
сведениями, поступавшими от враждебно настроенных к вероучению Баба и Бахауллы правительств и духовенства. Россия же — одна из немногих европейских
стран — в то время имела представительства в Персии, что позволяло сотрудникам
русских дипломатических миссий не только черпать информацию из более достоверных
источников, но и нередко выступать непосредственными свидетелями и даже
участниками многих связанных с этим новым феноменом событий. Роль России не
исчерпывалась сбором и сохранением для потомков русскими дипломатами ценных
для исследования вероучения и истории бабизма и бахай материалов, которым посвящена
данная статья. Российская дипломатическая миссия в Тегеране способствовала
освобождению основателя религии бахай— Бахауллы из тюрьмы Сийах-Чаль.
Об этом Бахаулла неоднократно заявлял в своих Писаниях. Среди его Посланий
правителям [земли] одно адресовано русскому императору...