|
|
|
|
M. Kemper. Tekke Takeovers and Hagiographical
Writing, 15th to 20th Centuries:
Hajji Bektash, Hajjim Sultan, Demir Baba
and Qaraja Ahmed // Письменные памятники Востока, 2(7), 2007. С. 144—167.
Главные сюжеты бекташийской агиографической традиции представлены в восходящей к
концу XV в. Вилайат-наме Хаджжи Бекташа. В первой части статьи автор сопоставляет это
агиографическое сочинение с одноименным «житием» Хаджжим Султана, которого считают
учеником Хаджжи Бекташа. Оба Вилайат-наме обосновывают святость своих героев, связывая
их введение в братство с шайхом Ахмадом Йасави, архетипом тюркского «святого» из Туркестана.
В этом и других отношениях «житие» Хаджжим Султана явно повторяет, если не копирует
Вилайат-наме Хаджжи Бекташа. Любопытно, что реакцией на появление первого стало
Приложение к Вилайат-наме Хаджжи Бекташа, в котором подчеркивается первенство и преобладание
Хаджжи Бекташа над Хаджжим Султаном. В развитии агиографии обоих шайхов заметны
тесные связи между их линиями и забота о единстве подвижной сети отделений бекта-
гииййа. Пришедшееся на XV-XVI вв. создание единой организации братства как объединения
разных синкретичных суфийских общин отразилось в центральном для Вилайат-наме Хаджжим
Султана рассказе о захвате бекташиййей обители Саййида Гази.
Во второй части статьи рассматривается захват обителей-текке сегодня и использование в
этих целях бекташийской агиографии. В современной Болгарии текке Дамир Баба, традиционно
почитаемое также христианами, стало центром, объединившим турецких алевитов из
области Делиорман, прибегающих для обоснования своих прав на него к древней агиографии
этого «святого». После роспуска суфийских братств Ататюрком и последующего упадка многих
суфийских обителей в Турции бекташийские текке также стали сегодня играть все большую
роль. В середине 60-х годов XX в. здесь появляются ассоциации алевитских общин, пытающиеся
восстановить некоторые текке, превратив их в алевитские культурные центры.
Вместе с ними алевиты унаследовали от бекташиййи могилы и «жития» ее «святых». Начиная
с 80-х годов алевитские деде и другие представители духовной элиты братства публикуют
множество популярных турецких изданий и переводов бекташийской агиографии, что говорит
о растущем интересе алевитов к этим шейхам. Алевитские историки создают новые агиографические
работы о почитаемом в одном из стамбульских текке шейхе Караджа Ахмеде, «жития
» которого прежде написано не было. Хотя в бекташийской агиографии 70-90-х годов
XX в. хорошо заметны следы современной эпохи, она также обнаруживает преемственность с
восходящей к XV-XVI вв. бекташийской традицией, повторяя не только ее излюбленные темы,
но и приемы, рассмотренные в настоящей статье на примере Вилайат-наме Хаджжи Бекташа
и Хаджжим Султана.
[К оглавлению номера 2(7) ППВ за 2007 г.] PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова агиография бекташийская Дамир Баб Караджа Ахмад текке бекташийские Хаджжи Бекташ Хаджжим Султан
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
12 марта 2025 г. в Институте восточных рукописей ИВР РАН состоится Вторая всероссийская научная конференция «Гебраистическая сессия». |
Подробнее...
|
|
|
|
|