Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте (VII—IX вв.) / Отв. ред. П. А. Грязневич. М.: Наука; ГРВЛ, 1983. 190 с. (Арабская историческая литература Раннего Средневековья (VII — первая половина XI в.) / Под ред. П. А. Грязневича).


Книга является третьей из книг об арабской исторической литературе раннего средневековья. Она представляет собой свод биобиблиографического материала, ставящий целью отразить в наиболее полном виде источники и литературу по общим и частным вопросам арабо-египетской историографии за указанный в заглавии период.

из «Предисловия»

Публикуемый выпуск является первой частью биобиблиографического обзора истории арабской историографии в Египте в vil—IX вв. и представляет собой продолжение работы автора по изучению истории исторической литературы на арабском языке в западных областях Арабского халифата (Египет, Северная Африка, Испания) в рамках коллективной монографии «Арабская историческая литература раннего средневековья (VII — первая половина XI в.)».

Положенные в основу данного выпуска принципы обработки я расположения материала соответствуют общим правилам, принятым для всей монографии.

Настоящий выпуск содержит биобиблиографические очерки об авторах исторических сочинений (как утраченных, так и-сохранившихся), а также о лицах, которые занимались собиранием и передачей исторических известий на территории одной из главных провинций халифата — Египта (Миср) в VII—IX вв. Материалы настоящего выпуска хронологически охватывают период с начала завоевания арабами Египта (639—641) и почти до середины IX в. Водоразделом здесь служит фигура местного ученого Са‘ида б. Касира б. ‘Уфайра (ум. 226/840-41), который , поражал современников диапазоном своих знаний з науке истории и смежных дисциплинах. Окружавшим его факихам и мухаддисам казались поистине неисчерпаемыми, в частности, его сведения по истории Египта, Северной Африки и Испании. Биобиблиографическим очерком об этом авторе исторического труда и завершается первая часть данного выпуска.

Подготавливаемая к изданию вторая часть выпуска будет посвящена историкам Египта в пору его независимости от метрополии, когда страна из провинции халифата превращается в самостоятельную административно-политическую область мусульманского Востока. Конец жизни и деятельности одного из видных учеников Са‘ида Ибн ‘Уфайра — Ибн ‘Абд ал-Хакама (ум. 257/870) как раз совпадает с началом нового периода в социально-политическом развитии Египта: наместник Ахмад б. Тулун объявляет себя независимым от метрополии правителем (868). Биобиблиографическим очерком об Ибн ‘Абд ал-Хакаме предполагается начать вторую часть выпуска.

Для истории Египта VII—IX вв. были периодом превращения его из провинции Византийской империи в провинцию халифата, а затем в самостоятельное мусульманское государство. Арабы утвердили свое политическое и религиозное господство в стране с многовековой историей, с самобытной древней культурой. Ко времени мусульманского завоевания египетской государственности, как таковой, давно уже не существовало: власть фараонов пала почти за тысячу лет до этого. В 332 г. до н. э. Египет был завоеван Александром Македонским. Включенный в состав его великой державы, Египет попал в сферу эллинистической цивилизации.

При Птолемеях (305—30 гг. до н. э.) средоточием культурной и интеллектуальной жизни не только Египта, но и всего Средиземноморья стала основанная Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э. Александрия. Птолемей I Сотер делает ее в 322 г. столицей своего государства. Ей принадлежала в то же время и роль крупнейшего торгового центра Востока. В этом «вселенском торжище», как образно называли ее современники, звучала речь всех народностей Востока. Славу городу стяжали основанные Птолемеями и находившиеся под их постоянной заботой Александрийская библиотека, крупнейшее книгохранилище древнего мира, и Мусейон, или Музеум, — Храм или Святилище муз, в котором встречались, жили и творили ученые всех частей греко-римского мира. Языком литературы, науки, равно как и делопроизводства, был в тот период греческий язык.

PDF-файлы

Аннотация, Содержание, Предисловие, Summary

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10968
Монографий1592
Статей9118
b_zapadova_1980.jpg
b_diakonoff_co_1956.jpg
Случайная новость: Объявления
5 февраля 2024 г. в 15:00 состоится заседание в рамках Дальневосточного семинара отдела Дальнего Востока ИВР РАН. С докладом «Сэндай и Россия: незримые связи (по материалам стажировки в университете Тохоку)» выступит с. н. с. отдела ДВ ИВР РАН В. В. Щепкин.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type