|
|
|
|
Кульганек И.В. Песенники из монгольского рукописного фонда ЛО ИВ АН СССР // Буддизм и литературно-художественное творчество народов
Центральной Азии / Ответственный редактор Р.Е.Пубаев. Новосибирск: «Наука», СО, 1985. Сс. 63-71.
Известно, что песни и пляски монголов фиксировались уже первыми путешественниками в Монголию Плано Карпини, Марко Поло, Вильгельмом Рубруком. В «Сокровенном сказании» также есть картина веселья по случаю возведения на престол Хутула-хана, сопровождавшаяся массовыми плясками. Надпись на бересте, датируемая XIII в., идентифицируется как песня-диалог матери и сына. Образец древней диалогической песни матери и дочери дан Ц. Дамдинсурэном.
Однако лирика в официальной средневековой литературе монголов занимала очень скромное место, а любовная лирика почти отсутствовала. В то же время народная лирическая песня широко бытовала среди простого аратства, не считаясь с буддийскими запретами.
Развитие жанра монгольской лирической песни, как нам представляется, шло двумя путями: как переосмысливание различных предшествующих песенно-поэтических жанров (магталов, сургалов, еролов, шаманских гимнов) и как их развитие и усложнение, в чем убеждает сравнительный анализ их художественных особенностей. Кроме того, рождались оригинальные жанровые формы.
Подобный исторический путь лирических песен объясняет многообразие тем, вызываемых эмоций лирических песен, высокий уровень их художественных особенностей.
В монгольском рукописном фонде ЛО ИВ АН СССР имеется коллекция из 51 сборника монгольских песен (из них - 23 на монгольском и 28 - на ойратском языках)...
PDF-файлы Аннотация и предисловие к сборнику, полный текст статьи, Содержание сборника
Ключевые слова фонд монгольский
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
14-15 ноября 2023 г. в ИВР РАН пройдет первая всероссийская научная конференция молодых востоковедов «Армия и военные традиции на Ближнем Востоке». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|