Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. К вопросу о «правоверии» в исламе: понятие ахл ас-сунна (сунниты) / Проблемы арабской культуры. М., 1987, 213-218.


В силу ряда причин, изложение которых не входит в задачу этой статьи, уже через несколько десятилетий после смерти Мухаммада, основателя новой религии, в исламе образовалось несколько больших религиозно-политических грудпировок, распавшихся, в свою очередь, на множество школ, толков, общин. В VIII в. существовало по крайней мере пять таких группировок: ахл ас-сунна («последователи сунны»), хариджиты, шииты, мурджииты и му‘тазилиты. Большинство мусульман считали себя суннитами, что толковалось как следование Корану, сунне Пророка и его сподвижников. Правоту своей веры сунниты обосновывали приписываемым Мухаммаду хадисом о том, что после его смерти община мусульман распадется на 73 общины (фирка, милла), из которых только одна «спасется» (наджийа), т. е. попадет в рай. Этой единственной общиной, согласно пояснению самого Мухаммада, будут ахл ас-сунна ва-л-джама'а («люди сунны и согласия»). На вопрос о том, кто такие ахл ас-сунна, Мухаммад ответил: «Придерживающиеся того, чего придерживаюсь я сам и мои сподвижники». Таким образом, ахл ас-сунна были противопоставлены всем остальным мусульманам. Провозгласив себя на этом основании единственными последователями «правой веры», «людьми истины» (ахл ал-хакк), они стали рассматривать инакомыслящих мусульман как «людей заблуждения», «заблудших» (ахл ад-далала). Однако эта разграничительная черта, которой суннитские богословы делили мир ислама на «правоверных» и «заблудших», была условной и тенденциозной. Отсутствие единых и общепризнанных критериев в определении «правильной» веры позволяло соперникам суннитов с тем же успехом опровергать их аргументы, не говоря уже о том, что среди самих последователей сунны не было религиозного единства и каждая школа могла претендовать на то, что именно ее приверженцы придерживаются «правильной» веры.

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


ахл ад-далала
ахл ас-сунна
ал-Аш‘ари
ал-Багдади
догматика
«заблуждение»
ислам
ал-Кадир
Мухаммад
«правоверие»
сунниты
суфии
усул ад-дин
фирка
ханбалиты

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
Случайная новость: Объявления
Вступительный экзамен в очную аспирантуру ИВР РАН на бюджетной основе по специальности 5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования (направление подготовки 46.06.01. Исторические науки и археология) состоится 25.09.2023 (понедельник) в 14:00 в каб. 146 ("Кабинет изучения Лотосовой сутры").
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type