Для правильного понимания изобразительного искусства мусульманских стран необходимо четкое представление об отношении к нему ислама, которое во многом определило особенности этого искусства.
Хорошо известно, что в отдельные периоды в мусульманском искусстве почти совершенно отсутствовала скульптура и монументальная живопись с изображением живых существ. Особенно характерно это для искусства Османской империи. Поскольку же в глазах европейцев той поры она в первую очередь олицетворяла собой мусульманский мир, в Европе сложилось впечатление, что это явление было всегда свойственно изобразительному искусству мусульманских народов и обусловлено запрещением изображать живые существа, якобы содержащимся в Коране.
Проблема отношения ислама к изобразительному искусству в той или иной мере затрагивается во всякой общей работе, посвященной культуре мусульманских стран. Кроме того, имеется много специальных исследований по этому вопросу, которые у нас мало известны.