|
|
|
|
Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. Под общей редакцией А.С.Четверухина. — СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2001. — 368 с. [Книгу составили труды выдающихся русских египтологов Ю.Я.Перепёлкина и М.А.Коростовцева, посвященные возникновению и развитию иероглифической письменности в Древнем Египте]
Книгу составили труды выдающихся русских египтологов Ю.Я.Перепёлкина и М.А.Коростовцева, посвященные возникновению и развитию иероглифической письменности в Древнем Египте.
Работа М.А.Коростовцева публикуется по изданию: Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. М.: Издательство восточной литературы, 1962.
Работы Ю.Я.Перепёлкина публикуются впервые.
От автора
Культура Древнего Египта — творение египетского народа — была одним из краеугольных камней всемирной цивилизации. Именно поэтому современная наука проявляет к ней особый интерес.
Кто же именно из египтян создавал и развивал культуру Древнего Египта?
Легче поставить этот вопрос, чем ответить на него. Главная трудность заключается в том, что чаще всего нам неизвестны имена авторов литературных и других текстов, а тем более какие-либо сведения о них. Это обстоятельство легло в основу широко распространенного мнения о безымянности произведений египетской культуры. Некоторые египетские литературные тексты могут рассматриваться как записанный фольклор, например, сказка о двух братьях, сказка об обреченном царевиче и др., чего нельзя сказать о таких произведениях, как рассказ Синухе, рассказ о злоключениях красноречивого селянина и др. С еще большим основанием это следует отнести к другим текстам, не являющимся произведениями художественной литературы. А. Гардинер сказал о тексте, известном в науке под названием «Мемфисская теология», сохранившемся от времен XXV династии, но, несомненно относящемся к эпохе Древнего Царства, и о медицинском папирусе Э. Смита: «Они являются творением индивидуумов, умственный уровень которых намного превышал окружающую среду».
Как мы увидим дальше, авторов некоторых текстов можно установить. Это были писцы, причем большинство из них выполняли и административно-хозяйственные функции. Они представляли собой что-то вроде служилой интеллигенции, интересы которой ограничивались корыстными и карьеристскими соображениями, о чем совершенно недвусмысленно говорят многие наставления, адресованные учителями-писцами ученикам.
В данной работе рассматривается вопрос о роли личности автора письменных памятников в истории египетской культуры.
В главах V и VI выясняется, насколько египтянам был знаком язык окружавших их народов и в какой степени эти народы знали египетский язык, а также как язык египтян способствовал усилению влияния египетской культуры на духовную жизнь других народов.
В конце работы помещены переводы египетских текстов, сделанные с изданий египетских подлинников. Перевод не везде буквальный, в противном случае он был бы малопонятен. Заголовки, стоящие под порядковыми номерами, даны современными учеными.
Как первый опыт постановки вопроса и исследования роли писцов в развитии египетской культуры настоящая работа, естественно, далеко не совершенна и не претендует на полноту охвата существующего материала.
PDF-файлы От автора, Содержание
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
15 мая 2024 г. (среда) в 14:00 состоится расширенное заседание Ученого Совета, на котором будут заслушаны шесть выступлений по теме «Востоковедение: учителя и ученики». |
Подробнее...
|
|
|
|
|