Шаталов О. В. «Китайские записки» Ф. Щегорина и российский абсолютизм второй половины ХVIII века // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. С. 149—153.
В современной зарубежной историографии общепризнанной и, как кажется, не требующей по отношению к себе особо критических замечаний стала точка зрения считать зародившуюся в начале XVIII века так называемую «синоманию» чисто европейским, а, точнее сказать, французским явлением, распространившемся затем в виде моды в екатерининской России. Такого рода соображение принято объяснять последствиями развернувшегося еще в петровское время процесса «вестернизации» общественной жизни страны, в ходе которого «русские были не способны сконцентрировать внимание на собственном опыте по Китаю», предпочитая довольствоваться переводами с французского записок миссионеров или, что было чаще, работами представителей лагеря Просвещения на китайские сюжеты...