|
|
|
|
Ислам: Историографические очерки. Под общей ред. С.М.Прозорова. [Резван Е.А. Коран и коранистика; Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература; Кныш А.Д. Суфизм] — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 228 с. ISBN 5-02-017284-7
«Очерки» содержат аналитический обзор литературы, определяют состояние изученности господствующих идей в исламе и показывают наиболее актуальные и перспективные направления в исследовании трех основных областей исламоведения: 1) Коран и коранистика; 2) Хадисы и хадисная литература; 3) Суфизм. Каждый из разделов снабжен списком использованной литературы.
«Предисловие»
В последние десятилетия заметно расширились география и тематика мирового исламоведения, в частности и в нашей стране, увеличился поток выпускаемой исламоведческой литературы. Назрела необходимость осмыслить накопившийся фонд фактических и теоретических сведений об исламе. Решение научных и практических задач отечественного исламоведения, выбор актуальных и перспективных направлений в нем в значительной мере зависят от того, насколько полно учтены и адекватно оценены результаты мирового исламоведения.
Огромный объем научной литературы по исламу, а также тот факт, что она в значительной мере недоступна не только широкому кругу читателей, но и специалистам, предопределили характер и жанровую форму исследования историографии ислама. Наиболее целесообразным и эффективным представляется историографическое исследование в форме очерков, содержащих аналитические обзоры исламоведческой литературы по отдельным разделам, или областям, исламоведения. Это Коран и коранистика, хадисы и хадисная литература, суфизм Каждый очерк содержит список использованной литературы, указанной в тексте в кодированной форме (автор и, как правило, год).
Выбор названных разделов исламоведения в качестве объектов исследования определяется важностью их места в системе религиозно-политической идеологии ислама и отражает сложившуюся специализацию авторов «Очерков» Сама тема выполняется в соответствии с планом исламоведческих исследований, принятым на Всесоюзных координационных совещаниях по актуальным проблемам современного исламоведения.
Перед авторами «Очерков» были поставлены две основные задачи — показать на материале соответствующих областей исламоведения нынешнее состояние изученности господствующих идей в исламе и определить наиболее актуальные и перспективные направления исследований традиционной и новой проблематики исламоведения. «Очерки» не претендуют на то, чтобы дать читателю исчерпывающую историю изучения ислама в России и на Западе. Во-первых, потому, что для написания подобной истории потребовались бы многие годы, а во-вторых, потому, что концентрация внимания авторов на исследовании ключевых идей в исламе позволяет, на наш взгляд, выявить сущностные черты религиозно-философской системы ислама и тем самым подойти к пониманию функционирования ислама как идеологической системы, учитывая многообразие и разнообразие ее идеологических форм. При таком подходе сведения об изучении частных аспектов исламской идеологии не играют существенной роли в выработке научного представления об исламе в целом. Однако по мере проработки литературы авторы волей-неволей углублялись в историю изучения ислама, выявляли малоизвестные или вовсе забытые имена исследователей, определяли их вклад в изучение ислама и тем самым воссоздавали более широкую картину исламоведческих штудий. Учитывая то обстоятельство, что отечественное (да и западное) исламоведение до сих пор не имеет полных историографических обзоров по исламу, мы сочли целесообразным расширить первоначальный замысел «Очерков», а вместе с этим и разнообразить форму изложения материала.
Одна из методологических задач «Очерков» состояла в том, чтобы не только выработать эффективные и разумные критерии отбора литературы, подлежащей анализу, но и корректно применить эти критерии, избегая предвзятости и односторонности в подходе к ней. Исходя из задач «Очерков», авторы учитывали только научную литературу на русском и западноевропейских языках, сознательно игнорируя антирелигиозную и публицистическую литературу как вторичную и тенденциозную по своей природе. Этот подход содержит в себе объективные трудности в силу того, что сама грань между «научной», «научно-популярной» и «ненаучной» литературой не всегда четко устанавливается и в какой-то мере условия и субъективна. Тем не менее авторы «Очерков» попытались сузить круг исследуемой литературы до разумной необходимости. Помимо собственно мусульманской и отечественной антирелигиозной литературы они не учитывали также многочисленные публикации, не посвященные специально изучению ислама, — общие работы по истории, культуре, археологии, этнографии, литературоведению и т. д. В обязательном порядке проработке подлежали прежде всего доступные исследования, посвященные соответствующим областям исламоведения. Учитывались также работы, обслуживавшие потребности практического востоковедения, с учетом, однако, того, что, как и антирелигиозная публицистика, они преследовали свои цели, отличные от задач научного исламоведения.
«Очерки» объединяют не только общие задачи, но и методологический подход к исламу как историческому явлению. В противоположность псевдосоциологическому подходу к исламу, характерному для нашего исламоведения в целом в послевоенный период, авторы «Очерков» опирались на проблемно-исторический метод исследования, в основе которого лежит представление об исламе как о сложной идеологической системе, исторически формировавшейся в борьбе идей и мнений. Этот подход предопределяет и авторское отношение к проработанной литературе. В целом оно характеризуется взвешенными и корректными оценками суждений и выводов предшествующих исламоведов, их вклада в изучение ислама. Авторы стремились избегать как назидательности, так и отстраненности в своих суждениях. Способ подачи материала в «Очерках» таков, что представленная в них информация самодостаточна и не требует дополнительных разъяснений. Это не означает, однако, что авторские суждения бесспорны и должны восприниматься однозначно. Но профессиональное овладение столь обширным материалом (список использованных работ включает в себя свыше 900 наименований) служит вполне надежным основанием для самостоятельных выводов и оценок.
При общих методологических установках и задачах в «Очерках» сохранены авторский стиль и форма изложения, обусловленные не только спецификой материала каждого очерка в отдельности, но и индивидуальными особенностями языка и» мышления авторов. Хронологические рамки «Очерков» определяются конкретным материалом, но главный упор делается на современное состояние изученности названных областей исламоведения.
Особое значение «Очерки» имеют для русскоязычных читателей. В отличие от западных читателей, имеющих свободный доступ к специальной литературе, созданной за длительный период ее существования, наши читатели не имели такой возможности, и не только из-за языкового барьера, но и в силу того, что вплоть до последнего времени скупо поступавшие к нам труды западных исламоведов были практически недоступны даже специалистам, находясь в специальных хранилищах.
«Очерки» имеют значение, однако, не только для отечественной науки об исламе. Западные исследователи специализируются, как правило, на узкой теме, работая по одной, пригодной для какого-то определенного материала методике. Проработка столь разнообразной и разноплановой литературы, положенной в основу «Очерков», расширила представления самих авторов о предмете собственных исследований, позволила им посмотреть на него как бы со стороны и в сравнении с другими областями исламоведения. Отсюда и более широкий взгляд на исследуемый предмет. В этом, как мне кажется, «Очерки» имеют приоритет перед грудами западных исламоведов.
Научно-практическое значение «Очерков» состоит не только в том, что в них на широком историко-культурном фоне показаны пути и результаты исследований в соответствующих областях исламоведения и определены новые методики и перспективные направления в изучении ислама. Их значение определяется в не меньшей степени тем, что они формируют научное представление об исламе и служат добротной основой для комплексного исследования его идеологии. Это особенно важно потому, что отечественное исламоведение, и в первую очередь публицистика на исламские темы, ориентированные в целом на политическую конъюнктуру, сформировали в нашем обществе одностороннее, негативное отношение, к теории и практике ислама. Формирование научного представления об исламе непосредственно связано с разрушением устоявшихся стереотипов во взглядах на него.
Авторы «Очерков» надеются, что проделанная ими работа будет полезной не только для начинающих исламоведов, но и для более широкого круга специалистов — историков, религиоведов, философов, культурологов, а также всех, кто интересуется историей ислама. «Очерки» могут быть использованы также в качестве пособия при подготовке различных курсов лекций для студентов-восточников.
Ленинград, октябрь 1989
С. Прозоров
PDF-файлы Аннотация, Предисловие, Summary, Contents, Содержание
Ключевые слова изучение суфизма ислам исламоведение коранистика суфизм суфизма изучение хадисоведение хадисы
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
27 марта 2024 г. в ИВР РАН состоится Пятнадцатая научно-практическая конференция отделов Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока ИВР РАН «Путешествия на Восток-2023». |
Подробнее...
|
|
|
|
|