Невелева С. Л. О картине мира в Махабхарате // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 2. М.: Наука, ГРВЛ, 1990. С. 36—44.
Изложению темы необходимо предпослать несколько предварительных
замечаний.
Эпос по природе своей конфликтен, — такова типологическая
черта его содержания, — и уже одно это обстоятельство позволяет
допустить конфликтную заостренность цели, с которой излагается в
Махабхарате (далее — Мбх.) учение о мире. Иными словами, за эпическими
описаниями устройства мироздания стоит не только утверждение
неких мировоззренческих истин, но имплицитная установка на
диалог, на полемику, направленность изложения на оппонента. Для
понимания того, кому принадлежит «авторство» эпического учения и
кто подразумевается в качестве его оппонента, особо важны эсхатологические
контексты, которые содержат описания последнего из мировых
периодов — Калиюги, завершающегося гибелью вселенной...