Долинин А. К. Некоторые соображения по поводу двух легенд из сказания об Ардашире // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1989 г. Часть 2. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. С. 27—34.
Как известно, за многими преданиями, сюжетами и героями национального
иранского эпоса стоит основная идея зороастрийского
вероучения — идея равновесия в мире сил добра и зла и их постоянной
борьбы с переменным успехом. Силы зла, которые предстают в
различных воплощениях (сам Ахриман-Ангра-Манью, Заххак-Ажи-Дахак,
Тур, Афрасиаб-Франхрансьяна-Фрасиаг и другие) , постоянно противостоят
силам добра, представляемым иранскими царями и героями (легендарными
и историческими). При этом Ахриману нередко удается
толкнуть на путь зла или богохульства кого-нибудь из положительных
героев эпоса: Джамшида (Йиму), решившегося на самообожествление; Кей-Кавуса, дерзнувшего полететь на небо; Гуштаспа, стравившего
своего сына Исфандияра с богатырем Рустамом. Как правило,
именно подобное отступничество праведного царя бывает причиной
очередного торжества злых сил — силы добра вновь торжествуют лишь
с приходом нового спасителя. Эта основная идея в наиболее стройном
и систематизированном виде предстает в великой поэме-эпопее
Фирдоуси «Шахнаме»...
Объявление о предзащите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук Богданова Ивана Валерьевича «Эпиграфика как источник по социально-политической и культурной истории Древнего Египта: памятники и их судьбы».