|
|
|
|
Елихина Ю.И. Образы Богдо-гэгэнов из коллекции Государственного Эрмитажа // Монголоведение в Санкт-Петербурге: ретроспектива и современность. Программа. Тезисы. Международный Круглый стол (10 июня 2019 г. Санкт-Петербург). СПб.: 2019. С. 11.
Богдо-гэгэны относились к линии Халха-Джубдзун-дамба-хутухт (тиб. khal kha rje btsun dam pa), линии воплощений буддийских иерархов Монголии с 1640 г. по 1924 гг. Их образы, особенно первого, второго, четвертого, пятого и восьмого, глиняные и живописные, были очень распространенными, в коллекции Эрмитажа их семнадцать. Все они, за исключением первых двух, были тибетцами.
Иконография каждого из них может несколько различаться.
Глиняная скульптура, живописный образ и четыре ксилографа на полотне представляют первого Ундур-гэгэна, Дзанабадзара, (1635–1723), правителя Халхи под сюзеренной властью империи Цин (1644–1911); выдающегося скульптора, основателя монгольской портретной живописи, создателя письма соёмбо.
Дзанабадзар в правой руке держит ваджру, в левой – колокольчик, восседает в монашеской позе гуптасана, его ноги прикрыты одеянием. Чаще его изображают без головного убора, но иногда он имеет островерхий монашеский головной школы гелугпа.
Бронзовая скульптура изображает второго Богдо-гэгэна, Лубсан Тенпей Дронме, (1724-1757), в виде монаха-тантриста с длинной бородой. В правой руке он держит ваджру, и плеча находится лотос с атрибутами мечом и книгой. В левой руке – капала, наполненная кровью.
Два образа, скульптурный и живописный, представляют четвертого Богдо-гэгэна, Лубсан Цультим Тубтен Ванчуга, (1775-1813). Его атрибутом является ваджра.
Шесть живописных образов и глиняная статуэтка посвящены пятому Богдо-гэгэну, Лубсан Цультим Джигме Тенпей Гьялцену, (1814–1841). Он восседает в монашеской позе с прикрытыми ногами (гуптасана) на подушках, в правой руке держит цветок лотоса, на нем находятся книга и меч, в левой – сосуд с амритой (эликсиром бессмертия) и деревом жизни.
Образов восьмого Богдо-гэгэна, Агван Лубсан Чокьи Нима Тензин Ванчун, (1869–1924) в коллекции два: на первом он восседает на троне, в монгольской меховой шапке, в левой руке он держит книгу, правая ‒ расположена в жесте поучения. Второй образ представляет его с миниатюрной собачкой на руках.
Таким образом, Богдо-гэгэнов сравнительно часто изображали в скульптуре и живописи. Эти произведения относятся к собраниям Э.Э. Ухтомского (1861–1921),
П.К. Козлова (1863–1935) и Б.И. Панкратова (1892–1979).
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
11–12 марта 2024 г. в Институте восточных рукописей ИВР РАН состоится Первая всероссийская научная конференция «Гебраистическая сессия». |
Подробнее...
|
|
|
|
|