Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Елихина Ю.И. Образы Богдо-гэгэнов из коллекции Государственного Эрмитажа // Монголоведение в Санкт-Петербурге: ретроспектива и современность. Программа. Тезисы. Международный Круглый стол (10 июня 2019 г. Санкт-Петербург). СПб.: 2019. С. 11.


Богдо-гэгэны относились к линии Халха-Джубдзун-дамба-хутухт (тиб. khal kha rje btsun dam pa), линии воплощений буддийских иерархов Монголии с 1640 г. по 1924 гг. Их образы, особенно первого, второго, четвертого, пятого и восьмого, глиняные и живописные, были очень распространенными, в коллекции Эрмитажа их семнадцать. Все они, за исключением первых двух, были тибетцами.

Иконография каждого из них может несколько различаться.

Глиняная скульптура, живописный образ и четыре ксилографа на полотне представляют первого Ундур-гэгэна, Дзанабадзара, (1635–1723), правителя Халхи под сюзеренной властью империи Цин (1644–1911); выдающегося скульптора, основателя монгольской портретной живописи, создателя письма соёмбо.

Дзанабадзар в правой руке держит ваджру, в левой – колокольчик, восседает в монашеской позе гуптасана, его ноги прикрыты одеянием. Чаще его изображают без головного убора, но иногда он имеет островерхий монашеский головной школы гелугпа.

Бронзовая скульптура изображает второго Богдо-гэгэна, Лубсан Тенпей Дронме, (1724-1757), в виде монаха-тантриста с длинной бородой. В правой руке он держит ваджру, и плеча находится лотос с атрибутами мечом и книгой. В левой руке – капала, наполненная кровью.

Два образа, скульптурный и живописный, представляют четвертого Богдо-гэгэна, Лубсан Цультим Тубтен Ванчуга, (1775-1813). Его атрибутом является ваджра.

Шесть живописных образов и глиняная статуэтка посвящены пятому Богдо-гэгэну, Лубсан Цультим Джигме Тенпей Гьялцену, (1814–1841). Он восседает в монашеской позе с прикрытыми ногами (гуптасана) на подушках, в правой руке держит цветок лотоса, на нем находятся книга и меч, в левой – сосуд с амритой (эликсиром бессмертия) и деревом жизни.

Образов восьмого Богдо-гэгэна, Агван Лубсан Чокьи Нима Тензин Ванчун, (1869–1924) в коллекции два: на первом он восседает на троне, в монгольской меховой шапке, в левой руке он держит книгу, правая ‒ расположена в жесте поучения. Второй образ представляет его с миниатюрной собачкой на руках.

Таким образом, Богдо-гэгэнов сравнительно часто изображали в скульптуре и живописи. Эти произведения относятся к собраниям Э.Э. Ухтомского (1861–1921), П.К. Козлова (1863–1935) и Б.И. Панкратова (1892–1979).

К содержанию сборника...

PDF-файлы

Полный текст

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
Случайная новость: Объявления
11–12 марта 2024 г. в Институте восточных рукописей ИВР РАН состоится Первая всероссийская научная конференция «Гебраистическая сессия».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type