Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Васильев В. Заметки по буддизму V // [Mélanges asiatiques. Tirés du Bulletin de l’Académie Impériale des sciences de St.-Pétersbourg. Tome XI (1895—1901). St.-Pétersbourg, 1901. С. 215–232] = BAIS 1899 Avr. X, № 4, 337–354.


(Доложено в заседании Историко-Филологического отделения 3-го декабря 1897 г.).

V.

Хотя и на моей памяти, но тому уже более 60 лет, как изучение буддизма представляло совершенно terra incognita. Первая, попавшаяся в руки книжка из обширной литературы, составляла новость и клалась в основу суждения об этой религии. Я помню отзывы знаменитого нашего академика Шмидта, тогда еще только знавшего калмыцкий язык (впоследствии он первый проложил дорогу к изучению тибетскаго), что, кто прочитал Алтан Гэрэл (Суварна праб’аса གསེར་འོད་དམ་པ་) , тот владеет ключем к изучению буддизма, — и такой отзыв возбудил во мне самолюбивое желание отличиться: моя диссертация на звание кандидата была посвящена именно разбору (может быть, чрез пень в колоду) этой книги. После, на получение степени магистра (в 1839 г.), я передал содержание Праджня-Парамита, книги занимающей место нашего Евангелия во всех тибетских кумирнях (в китайских ея место занимает Хуа-янь-цзин). Конечно, я стал передавать, сколько мог верно, содержание этой книги, поражающей своим объемом (предполагается 100000 слов в 12 томах), но все-таки должен сознаться, что не знал значения этой книги в массе литературы, которая вся предполагается написанной со слов самого Будды (в китайском Сань-цзан — три Питаки, в тибетском Ганьчжур — слово Будды). Я тогда не мог даже догадаться, что имею дело с литературной чаетью тех книг, которые называются Вайпулия — раздутыми, т. е., такими, которые избегали всячески местоимений: этот, он, — хотя заметил, что часто целый том можно прочитать наизусть, не открывая его. Это все то же, что если бы вы, например, набрав до сотни имен: Иван, Петр и проч., не сказали бы: все они глупы, дураки, ослы, похожи и не похожи друг на друга, а стали бы, перечисляя каждое имя, прибавлять к каждому особо по сказуемому, т. е. сказали бы: Иван глуп, Петр глуп, а потом, перечислив все взятые имена, стали бы опять прибавлять к каждому имени отдельно: Иван дурак, Петр дурак и т. д. ...

К содержанию сборника...

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
p_ts_1976(turcologica).jpg
Случайная новость: Объявления
В рамках IX Всероссийского молодежного научного форума «Наука будущего – наука молодых» проводится IX Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type