|
|
|
|
Пуцко В. Г. Таблицы канонов и миниатюры Первого Тбетского Евангелия // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 29 (92): История и филология. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. C. 128—136.
Процесс взаимосвязи и взаимодействия византийской и восточнохристианской
художественных традиций, как известно, очень активизировался в послеиконоборческий период, когда Константинополю пришлось буквально воссоздавать
свое изобразительное искусство с учетом новых требований. На
протяжении IX—X вв. прослеживается интенсивная переработка старых моделей
как в монументальной живописи, так и в книжной миниатюре. Эти модели
в большинстве случаев сохранили богатое наследие восточнохристианских
художественных центров, находившихся в Малой Азии и в Египте. Если
стенописи подчинены обшей иконографической программе декора и соотнесены
с архитектурными формами храма, то художественный декор кодекса тоже
обычно не является просто суммой, отдельных изобразительных и орнаментальных
элементов, но мыслится как единое целое, и миниатюра занимает
в нем строго определенное место. В указанный период наряду с константинопольскими
скрипториями весьма интенсивно работают провинциальные,
продукция которых поражает своим разнообразием, а также мастера сопредельных
христианских стран. Среди последних была Грузия. В истории ее
книжного искусства четко выделяются периоды приверженности к местным
традициям и усиливающейся экспансии константинопольского направления.
Происходит как бы обратный процесс. Показательно, что стремлением снабдить
кодексы произведениями столичных византийских миниатюристов отличаются
преимущественно грузинская аристократия и представители высшего
духовенства...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
14 ноября 2023 г. в ИВР РАН состоятся Двенадцатые петербургские тибетологические чтения. |
Подробнее...
|
|
|
|
|