Новиков А. А. «Варвары» и «варварство» в политической концепции императора Юлиана // Православный Палестинский сборник. Выпуск 35 (98): Сборник памяти Н. В. Пигулевской. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 61—66.
Греки и римляне ясно осознавали отличие своих общностей
от других народов, именуемых «варварами». Такое понимание
было закреплено в различных политических теориях. К IV в. во
взаимоотношениях Римской империи и варваров произошли значительные
изменения. Варвары все больше проникают в римское
общество. Даже в вопросе о престолонаследии после смерти Константина
I в 337 г. важную роль сыграл префект претория германец
Флавий Урсус, ставший на следующий год римским консулом.
1 Подобные изменения не могли остаться незамеченными
мыслителями той эпохи. Большой интерес представляет образ
«варвара» в политической концепции последнего языческого императора
на римском троне Флавия Клавдия Юлиана (331—363 гг.). Нужно сразу заметить, что на восприятие Юлианом варварского
мира оказала немалое влияние античная традиция.
Прежде всего это идеи Платона и Аристотеля о неспособности
варваров по своей природе быть равноценными грекам людьми
и склонности варваров к рабству. Затем отметим римский консерватизм,
направленный на сохранение своей общности, недопущение
в нее чужеземцев, влияние римской стои Марка Аврелия,
с ее достаточно толерантным отношением ко всем без исключения
людям...
2 октября 2023 г. Отдел Дальнего Востока ИВР РАН проводит конференцию в честь 90-летия выдающего отечественного китаеведа Александра Степановича Мартынова (1933–2013).