|
|
|
|
Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода // Православный Палестинский сборник. Выпуск 35 (98): Сборник памяти Н. В. Пигулевской. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 159—184.
Сюжет, связанный с изображением Гроба Господня, воспроизведенный
в резьбе миниатюрных каменных икон, сравнительно
поздно обратил на себя внимание исследователей. Едва ли не
первой охарактеризовала этот материал Т. В. Николаева, высказавшая
мнение, согласно которому изображение Гроба Господня,
по-видимому, принадлежит к числу сюжетов, унаследованных
межой пластикой XIII—XV вв. от южнорусской домонгольской
иконографии, связанной с искусством Византии. Исследовательница
предложила первый опыт классификации произведений, к
тому времени выявленных лишь частично, положив в основу ее
типологию архитектурного сооружения над гробом; ею же описаны
либо охарактеризованы некоторые произведения. Часть
икон отнесена к числу ярославских и раннемосковских. Много
лет спустя Т. В. Николаева вновь обратилась к изучению указанного
сюжета в связи с каталогизацией межой каменной пластики,
дала описание большого количества образцов резьбы, отнесенных
на этот раз преимущественно к Новгороду, и пришла
к следующим заключениям: 1) изображение Гроба Господня
имело целительное значение; 2) «Сюжет Гроба Господня в наиболее
принятой в Новгороде иконографии с трехглавым или семиглавым
храмом был в каменной пластике одним из наиболее
популярных и держался в новгородском искусстве на протяжении
XIV и XV вв. Другие иконографические варианты в межой
пластике редки, и их новгородское происхождение сомнительно»...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
3 октября 2023 г. в Конференц-зале СПбФ ИИЕТ РАН состоится заседание Круглого стола «Наследие П.К. Козлова в собраниях музеев, архивов и библиотек (к 160-летию П.К. Козлова)». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|