|
|
|
|
Мартынов А. С. Буддизм и общество в странах Центральной и Восточной Азии (Предисловие) // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. Сборник статей. М.: Наука, ГРВЛ, 1982. С. 5—15.
Настоящая работа — результат коллективных усилий сотрудников
Ленинградского отделения Института востоковедения
АН СССР. Ни один из них не является буддологом по
главному направлению своих научных интересов и по своей
специализации. Однако всем им, историкам и литературоведам,
при изучении культуры различных стран Центральной
и Восточной Азии неоднократно приходилось сталкиваться с
влиянием буддизма на жизнь изучаемых обществ. Многообразное
влияние буддизма на различные стороны жизни этих
стран не заметить невозможно, его обнаруживаешь при изучении
общественных явлений самого разного порядка — в
административной организации, в семейном культе предков,
в различных народных верованиях, разнообразных философских
системах, в живописи, поэзии и театральном искусстве.
Именно это многообразие следствий внедрения буддизма
в автохтонную культуру стран Центральной и Восточной
Азии и навело на мысль ряд сотрудников Ленинградского
отделения Института востоковедения АН СССР объединить
свои усилия и написать работу, в которой историки
и литературоведы, рассказав о. влиянии буддизма на различные
сферы общественной жизни изучаемых ими стран, могли
бы совместными усилиями воссоздать, хотя бы отчасти, сложную
картину разнообразного, подчас даже неожиданного воздействия
буддизма на автохтонную культуру и по возможности
проследить в этом многообразии некоторую внутреннюю
логику и некоторое единство. Будучи специалистами по истории
и литературе соответствующих стран, все участники данной
коллективной работы имели возможность сосредоточить
свое внимание на взаимоотношении местной культуры данной
страны с пришедшим извне учением Шакьямуни. Буддизм
и местная традиция, характер их взаимоотношений — вот та
главная тема, которая по замыслу участников сборника
должна была определить единство данной коллективной работы.
С этой же целью был произведен и подбор стран — Китай,
включая специфический в этом отношении район Дуньхуана, государство Си Ся, Корея и Япония. Во всех этих
странах статус буддизма в обществе отличался некоторыми
весьма существенными чертами. Если задаться целью охарактеризовать
в нескольких словах положение буддизма в
этих странах, то его можно будет назвать всепроникающим,
но нигде и никогда не побеждающим учением. Всепроникающим — ибо буддизм принес во все эти страны определенный
комплекс идей и верований, которых там раньше либо вовсе
не было, либо они были выражены гораздо слабее, и этот комплекс
повлиял на всю культуру данной страны. Здесь прежде
всего следует упомянуть о карме и идее воздаяния и о
преобразовании индивидуального сознания силами этого же
индивидуума. Непобеждающим — поскольку во всех этих
странах буддийская община оказалась в подчинении у государства.
Яснее всего это, пожалуй, проявилось во взаимоотношениях
сангхи с государством в Китае...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
3-4 октября 2023 г. Институт восточных рукописей РАН проводит Конференцию «Древневосточные этюды», посвященную 120-летию со дня рождения Юрия Яковлевича Перепелкина (1903-1982), 95-летию со дня рождения Мухаммада Абдулкадыровича Дандамаева (1928-2017), 90-летию со дня рождения Олега Дмитриевича Берлева (1933-2000). Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|