|
|
|
|
Бартольд В. [Рецензия:] Потанин, Г. Н. Ерке. Культ сына неба в северной Азии. Материалы к турко-монгольской мифологии // Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества. Том двадцать четвертый. 1916. Пг.: Типография Императорской Академии Наук, 1917. С. 275—277.
В своем новом труде неутомимый исследователь, по обыкновению,
сопоставляет среднеазиатские мифы с «западными параллелями» и доказывает,
что родиной этих мифов следует признать Среднюю Азию. «В центральной Азии существовал культ сына неба», помогавшего своему
отцу при сотворении мира, но тотчас «по окончании творения» вступившего
с ним в борьбу; вместе с тем «из наблюдений над жизнью зверей,
прячущихся в норы, возникли легенды о сыне неба, убитом на земле»,
где «сын неба изображается гонимым, невинным страдальцем»
(стр. 96 сл.). Выводы автора, как и в других его трудах, основаны
не столько на подлинных словах сказаний, записанных им самим или
другими собирателями, сколько на предположениях о первоначальных версиях тех же сказаний и об утраченных подробностях. Ерлик,
царь ада, только в «одном варианте легенды о сотворении мира» назван сыном неба; тем не менее эта версия признается первоначальной, так как в других преданиях есть указания на поединок царя неба с собственным сыном (стр. 8). Автор предполагает, что Ерлик-хан носил также другое имя — Ерке или Ерке-Хара, хотя преданий, где бы
так назывался царь ада или сын неба, в его распоряжении не было (стр. 2 след. и 97)...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
21-23 ноября 2024 г. в ИВР РАН пройдет вторая всероссийская научная конференция молодых востоковедов «Армия и военные традиции на Ближнем Востоке». |
Подробнее...
|
|
|
|
|