В статье представлен сравнительный анализ функционального подхода в философских системах индийских философов Бхартрихари (V в. н.э.) и Дхармакирти (VII в. н.э.). В трудах Дхармакирти функциональный подход неразрывно связан с концепцией «артхакрия». Эта эпистемологическая концепция позволяет обосновать использование умозаключения в качестве инструмента достоверного познания. Во «Вакьяпадии» Бхартрихари понятие артхакрии не встречается, однако косвенно к нему отсылает понятие деятельности (вьявахара) и сопряженный с этим понятием функциональный подход, в соответствии с которым Бхартрихари неоднократно обосновывает истинность различных теорий, апеллируя к их согласованности с обыденной практикой, узусом. В статье рассматриваются черты сходства и различия понятий вьявахары и артхакрии, место этих понятий в философских системах Бхартрихари и Дхармакирти; затрагивается вопрос о возможной взаимосвязи функциональных концепций в лингвофилософии Бхартрихари и буддийской праманаваде.В статье представлен сравнительный анализ функционального подхода в философских системах индийских философов Бхартрихари (V в. н.э.) и Дхармакирти (VII в. н.э.). В трудах Дхармакирти функциональный подход неразрывно связан с концепцией «артхакрия». Эта эпистемологическая концепция позволяет обосновать использование умозаключения в качестве инструмента достоверного познания. Во «Вакьяпадии» Бхартрихари понятие артхакрии не встречается, однако косвенно к нему отсылает понятие деятельности (вьявахара) и сопряженный с этим понятием функциональный подход, в соответствии с которым Бхартрихари неоднократно обосновывает истинность различных теорий, апеллируя к их согласованности с обыденной практикой, узусом. В статье рассматриваются черты сходства и различия понятий вьявахары и артхакрии, место этих понятий в философских системах Бхартрихари и Дхармакирти; затрагивается вопрос о возможной взаимосвязи функциональных концепций в лингвофилософии Бхартрихари и буддийской праманаваде.