Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Ткач Д.С. Международное положение Внешней Монголии в 1921 – 1922 гг. // Монголоведение в Санкт-Петербурге: ретроспектива и современность. Программа. Тезисы. Международный Круглый стол (10 июня 2019 г. Санкт-Петербург). СПб.: 2019. С. 34—35.


Проблема международного статуса Монгольского государства. Политические реалии начала 20-х гг. ХХ в. определили два главных направления внешней политики нового Народного правительства Монголии, возглавленное «красными монголами» – российское и китайское. Причем, развитие отношений формирующегося монгольского государства с двумя его соседями и внешнеполитическими партнерами в каждом из случаев подчинялось разным закономерностям и имело принципиальные отличия.

Советская Россия военными и политическими средствами во многом способствовала появлению в июне 1921 г. в Урге союзного ей правительства.

Что касается Китайской Республики, то ее власти рассматривали территорию Внешней Монголии как регион, на который должна распространяться юрисдикция пекинского правительства, и исключали для себя даже гипотетическую возможность признания за «ургинскими сепаратистами» прав на государственный суверенитет и независимость.

Попытки монгольских властей урегулировать отношения с Китаем. Пришедшее к власти Народное правительство учитывало, что урегулирование отношений между новой Монголией и Китаем – проблема сложнейшая и длительная. Чтобы начать постепенно ее решать, оно обратилось 10 сентября 1921 г. к правительству РСФСР с просьбой о посредничестве в установлении мирных отношений с властями Китайской Республики.

Несколько раньше и в иных обстоятельствах ургинское правительство уже демонстрировало стремление прибегнуть к помощи третьей стороны в налаживании контактов с официальным Пекином. В данном случае, впрочем, речь идет не о Народном монгольском правительстве, а о его предшественнице – администрации, во главе которой стоял Богдо-гэгэн. Ее представители, еще во время захвата Урги бароном Унгерном, 15 февраля 1921 г. обратились к менеджеру фирмы The Mongolian Trading Co. А. Гуптиллу с просьбой передать приглашение американскому консулу приехать и ознакомиться с положением дел в Монголии, а также с просьбой к Америке выступить посредником между Монголией и Китаем.

«Монгольский вопрос» в международных отношениях на Дальнем Востоке в начале 1920-х гг. Если рассматривать вопрос о возможном начале монголо-китайских переговоров, то следует заключить, что в рассматриваемый период не существовало даже минимальных объективных предпосылок к налаживанию политического диалога между Ургой и Пекином. Северное правительство Китая, которое среди всех прочих правительств, существовавших на тот момент в этой стране, выступало официальным выразителем общегосударственных интересов на международной арене, исключало даже гипотетическую возможность признания ургинского правительства равноправной стороной переговоров по любым вопросам внешне и внутриполитической повестки дня.

Что касается посреднических усилий США, то они в рассматриваемый период не могли повлиять на разрешение непреодолимых противоречий в сфере монголо-китайских отношений. 12 сентября 1921 г. Народное правительство направило ноту официальным властям Соединенным Штатам Америки, в которой известило их о завоевании независимости и предложило установить равноправные дипломатические и торговые отношения между двумя государствами. Однако американские власти игнорировали это предложение и отказались признать независимость Монголии. Американская сторона относилась к монгольскому вопросу с позиции ограничения влияния Японии и России на Дальнем Востоке, сохранения территориальной целостности и административного единства Китая в границах бывшей Империи Цин, роста торговли со странами Дальнего Востока и инвестиций в их экономику за счет вытеснения из этих сфер иных держав, ослабленных после Первой мировой войны.

Что до советского руководства, то оно демонстрировало приверженность собственным политическим целям и поддерживало борьбу монгольского народа за независимость от Китая, но только до тех пор, пока эта борьба соответствовала его интересам. В правительстве РСФСР и в Коминтерне, безусловно, учитывали всю сложность проблем, которые в 1921 г. сложились в сфере советско-китайских отношений. При этом позиция советского политического руководства состояла в том, что отделение Монголии от Китая, фактическое содействие которому Советская Россия начала оказывать с 1921 г., не должно было стать неодолимой преградой к установлению официальных дипломатических отношений между РСФСР и Китайской Республикой.

Ход политических событий и их результаты. 5 ноября 1921 г. состоялось подписание соглашения между правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией. На момент его подписания советско-монгольское соглашение, безусловно, имело весомое и многоплановое политическое и международно-правовое значение.

С точки зрения России, соглашение с Монголией было одним из свидетельств тому, что советские власти постепенно выходили из международной изоляции, налаживались их первые международные контакты. Что же касается монгольской стороны, то с заключением советско-монгольского соглашения внешнеполитическое положение Внешней Монголии упрочилось, однако все же оставалось весьма сложным и противоречивым. Ее международный статус сохранил те же черты неопределенности, что и в 1911 – 1919 гг., в предшествующий период монгольской истории. Новое Народное правительство провозгласило независимость от Китая, но эта независимость по-прежнему не признавалась ни официальным Пекином, ни иными государствами-участниками тогдашней системы международных отношений. Де-юре Внешняя Монголия оставалась частью Китая, хотя де-факто с 1921 г. она при помощи Советской России начала укреплять приобретенные ею в 1911 г. признаки независимости от пекинских властей. Началась длительная, упорная борьба за урегулирование отношений Монголии с Китаем и за ее широкое международное признание. Эта борьба растянулась на два с половиной десятилетия, вплоть до 1945-1946 гг.

К содержанию сборника...

PDF-файлы

Полный текст

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
Случайная новость: Объявления
23 ноября 2022 г. (среда) в 15.00 состоится заседание Ученого Совета ИВР РАН, на котором будет заслушан научный доклад к. ф. н. Ю.А. Иоаннесяна «В.А.  Ивàнов (1886–1970): вклад в мировую иранистику».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type