|
|
|
|
Наумкин В.В. К вопросу о хасса и ‘амма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве) // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). М.: Наука. ГРВЛ, 1981.
Почти четырнадцать веков существования мусульманства, в рамках которого в странах Востока развивалась целая система как теологии, так и теологически ориентированных общественных наук, показали, что традиция играет в них чрезвычайно большую роль.
Высокая степень преемственности в арабо-мусульманской культуре, живучесть и устойчивость традиционных представлений приводили к тому, что разные концепции, принадлежащие разным эпохам, от раннего средневековья до новейшего времени, были зачастую основаны на общих концептуальных идеях. Среди них можно отметить традиционное для арабо-мусульманской культуры деление общества на «массу» и «элиту». В самом общем виде суть этого деления можно свести к идее элитарности, признания превосходства узкой группы избранных богом или природой людей над общей массой, идее, противостоящей мысли о всеобщем равенстве в"сех людей. Существование этой концепции связано с употребляемыми различными ара-боязычными авторами терминами: хасса (мн. ч. хавасс) — элита, избранные, особые и 'амма (мн. ч. 'авамм) — «масса», «простонародье», «чернь». Эти два термина находятся в дихотомическом единстве, они везде противопоставлены друг другу, что вообще характерно для терминологических систем арабского средневековья.
Вопреки тому что ислам часто изображается изначально эгалитарным учением, в нем с самого начала была заложена идея неравенства между людьми. Коран признает рабство. В арабо-мусульманском государстве уже при Мухаммеде сложилась особая система социальной иерархии. Место в ней человека определялось религиозными и генеалогическими критериями.
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова антагонизм генеалогия концепции традиционные масса общественное сознание политическая мысль сословное общество социальная стратификация стереотипы элита
|
|
|
|
|