Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Савицкий Л. С. Памятник тибетской апокрифической литературы «Кадам-легбам» (XV в.) // Письменные памятники Востока / Историко-филологические исследования. Ежегодник 1969. М.: Наука, ГРВЛ, 1972. С. 262—288.


В тибетской литературе эпохи ее расцвета (XIV-ХVI вв.) можно выделить группу апокрифических произведений (сборников), называемых «найденные в земле», «книги из кладов», «сокровенные книги» (gter-mdzod, gter-chos, gter-ma), обладающих рядом характерных особенностей, обусловленных их происхождением и содержанием:

1) произведение (сборник) не входит в тибетский буддийский канон, хотя оно и может приписываться автору, подлинные сочинения которого (или, по меньшей мере, те, авторство которых приписано ему более ранней традицией) находятся в каноне;

2) произведение (сборник) обычно посвящено жизни и деятельности определенного исторического лица (иногда ряда лиц) и изобилует всякого рода легендарными и волшебными эпизодами;

3) автором в колофоне называется лицо, которому посвящено само произведение; иногда сообщается, что оно создано на основе высказываний этого лица кем-либо из его соратников или современников;

4) литературно-историческая традиция объявляет, что сочинение «открыто», «найдено» кладоискателем, но дата события не сообщается (или же сообщается название года 60-летнего цикла без указания порядкового номера цикла); эта же традиция может упоминать ту дату «написания» сочинения, которая часто приходится на время жизни «автора» или главного героя, в действительности жившего нередко значительно ранее настоящего времени создания произведения.

Значительная часть тибетских апокрифических памятников имеет характер несколько компилятивных вариаций на темы и сюжеты буддийских канонических произведений, переведенных с санскрита. То же следует сказать о многочисленных житиях святых. Но есть среди апокрифов несколько сочинений, явно возвышающихся над этим средним уровнем и до сих пор очень мало изученных (тибетология не имеет исследований, посвященных зарождению и этапам развития художественной литературы Тибета).

Тибетский фонд Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, одно из ценнейших и крупнейших собраний рукописей и ксилографов, обладает замечательной и во многом уникальной коллекцией выдающихся апокрифических произведений тибетской литературы периода ХIУ-ХVI вв.

Не приходится сомневаться в большом значении этих апокрифов для изучения фольклора и художественной литературы Тибета и Центральной Азии, для решения вопросов становления, развития и взаимного влияния их друг на друга.

В тибетском фонде ЛО ИВАН хранятся и почти неизвестные ученым ценные апокрифические памятники. Среди них популярный и авторитетный в Тибете сборник «Книга драгоценных наставлений»(«Кадам-легбам») . По времени составления, как будет видно ниже, этот сборник относится к тому же периоду расцвета тибетской литературы, который приходится на XIV-ХVI вв. ...

К содержанию сборника...

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


апокрифы
Атиша
Бром-тонпа
джатакаи
«Кадам-легбам»
кадампа
литература биографическая
литература тибетская

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
p_mo_vol4_no1_1998.jpg
b_diakonoff_co_1976.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type