|
|
|
|
‘Алӣ ибн Мух̣аммад ал-Фах̮рӣ. Китāб талх̮ӣс̣ ал-байāн фӣ з̠икр фирак̣ ахл ал-адйāн (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер). Факсимиле рукописи / Издание текста, предисловие, краткое изложение содержания и указатели С. М. Прозорова. Ответственный редактор М. Б. Пиотровский. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 52+119 с. (Памятники письменности Востока. LXXXIV.)
Вниманию специалистов, занимающихся историей религий, предлагается рукопись на арабском языке сочинения 'Али б. Мухаммада б. ‘Абдаллаха ал-Фахри под названием Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан. Эта рукопись, хранящаяся в Рукописном отделе ЛО ИВАН СССР (шифр В 629), объемом 49 листов переписана (гладким насхом) Хасаном б. Мухаммедом ат-Тафтазани 1 зу-л-хиджжа 1127/28 ноября 1715 г. для некоего Мулла Саййиди ал-‘ариф би-р-раббихи ал-‘али ‘Али[-эфенди] ... ал-Асади. Другие списки этого сочинения неизвестны. Никаких сведений об авторе обнаружить не удалось. Из рукописи явствует только, что сочинение было написано по указанию одного из последних правителей расулидской династии в Йемене — ал-Малика аз-Захир би-л-лах Иахйи (правил с 831/1428 по 842/1439 г.). Согласно приписке (на франц. яз.) на л.1а, эта рукопись была куплена в Алеппо (Халеб, Сирия) 20 августа 1809 г. у шейха Ахмада ал-Ашрафи. Вероятно, данный список переписан не в Йемене, о чем свидетельствуют искажения в передаче йеменских имен, топонимов (в том числе столицы йеменских исма‘илитов), названий доисламских идолов. Имя переписчика (Хасан без артикля ал-) и имя лица, для которого составлен этот список (Мулла Саййиди), дают основание предположить, что рукопись была переписана в Иране или в Средней Азии. На среду бытования этого списка рукописи более определенно может указать анализ характерных описок, встречающихся в тексте.
«Китаб талхис ал-байан» ал-Фахри — краткое описание религий, языческих верований, религиозных общин и религиозно-философских школ. От первых восьми веков ислама сохранилось — полностью или частично — лишь несколько сочинений этого жанра. Автором первого значительного трактата на эту тему Китаб ал-ара’ ва-д-дийанат («Книга взглядов и верований») был ши‘итский богослов-полемист из Багдада, переводивший на арабский язык сочинения греческих авторов, ал-Хасан б. Муса ан-Наубахти (ум. около 300/912 г.). В начале XI в. суннитский богослов, также живший в Багдаде, ‘Абд ал-Кахир б. Тахир ал-Багдади (ум. в 429/1037 г.) написал историю религий под названием Китаб ал-милал ва-н-нихал («Книга о религиях и учениях»). Вслед за ал-Багдади под таким же названием написали свои труды андалусский богослов-захирит Ибн Хазм (ум. в 456/1064 г.) и хорасанский богослов и факих Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим аш-Шахрастани (ум. в 548/1153 г.). В последующие столетия история религий занимала важное место в мусульманской историографии. Среди сочинений этого жанра «Китаб талхис ал-байан» ал-Фахри занимает особое место благодаря тому, что это — первое сочинение по истории религий, написанное йеменским автором и в Йемене.
PDF-файлы Полный текст монографии
Ключевые слова ал-Йаман Мухаммад батиниты брахманы верования арабов зайдиты идолопоклонники имамиты ислам исма‘илиты иудеи Йемен ал-Ка‘ба камень черный карматы «Китаб талхис ал-байан» коллекция ИВР РАН: изложение коллекция ИВР РАН: факсимиле «Краткое разъяснение» культ астральный лунопоклонники Макка му‘тазилиты огнепоклонники рафидиты сабии солнцепоклонники ал-Фахри, ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Абдаллах фонд арабографичный христиане шииты шииты «крайние» язычники
|
|
|
|
|