Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Раса’ил ал-хикма I—XIV («Послания мудрости» I—XIV): Из друзских рукописей СПбФ ИВ РАН (А 173). Факсимиле рукописи; предисловие, исследование (гл. II, III), избранные переводы с арабского, глоссарий М. А. Родионова; гл. I исследования Вал. В. Полосина. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — 272 с. («Памятники культуры Востока: Санкт-Петербургская научная серия». Вып. I)


Издание имеется в продаже

«Послания мудрости» (Раса’ил ал-хикма) — памятник арабоязычной литературы XI в., излагающий основы друзского вероучения. В настоящей работе дается факсимиле первых четырнадцати (из более чем ста) друзских рукописных трактатов, хранящихся в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН, а также исследование, избранные переводы и глоссарий основных религиозно-философских терминов.

Предисловие

«Послания мудрости» (Раса’ил ал-хикма) — памятник арабоязычной литературы XI в., излагающий основы друзского вероучения. Отталкивающееся от исмаилитской традиции, оно возникло в Египте при фатимидском халифе ал-Хакиме (правил в 996—1021 гг.), объявленном последним человеческим воплощением божества. После исчезновения (гайба) ал-Хакима вера в его грядущее пришествие распространилась в горах Антиливана и Ливана, где и сложилась друзская община как этноконфессиональная группа (друзы предпочитают самоназвание ал-муваххидун — исповедующие таухид, или веру в Единого).

Дня социальной организации друзов характерны замкнутость, строгая эндогамия с тенденцией к ортокузенным бракам, единобрачие. Согласно друзской доктрине, души тех, кто принял таухид при ал-Хакиме, переселяются в тела вновь рождающихся друзов, поэтому прием новых членов в общину невозможен. Основная масса друзов — непосвященные джуххал (араб. — неведающие), примерно десятая часть — ‘уккал (вразумленные), высшие из которых называются аджавид (совершенные). Духовный глава общины носит титул шайх ал-‘акл (‘акл — разум). К посвящению допускаются и мужчины, и женщины; только им доступна друзская догматическая литература и уединенные культовые сооружения (халва — уединение, келья). Непосвященным открыт вход лишь в специальные места собраний (маджлис), где по четвергам после захода солнца совершаются молебны.

Большинство друзов — земледельцы, часть занята торговлей и ремеслами. Численность их более 500 тыс. чел.: около половины проживают в Сирии (Джебель-Друз, Голанские высоты, Дамаск, Алеппо), более 40% в Ливане (районы Шуф, Метн, Алей и др.), менее 10% в Израиле (Верхняя и Западная Галилея, район горы Кармель), несколько тысяч в Иордании (города Амман и Зарка). Друзы-эмигранты живут в Латинской Америке, Вест-Индии, на Филиппинах, в Африке и в Австралии; несколько тысяч обосновались в США и Канаде, в Латинской Америке, Вест-Индии, на Филиппинах, в Африке и в Австралии; несколько тысяч обосновались в США и Канаде.

В средние века и в новое время светская знать друзской общины контролировала многие районы Горного Ливана. Наиболее влиятельный друзский эмир Фахр ад-Дйн II Масн правил в 1590—1633 гг. В 40—60-е годы XIX в. социальные противоречия между друзской знатью и кресчъянами-маронитами переросли в ожесточенные вооруженные столкновения. Друзы участвовали в освободительной борьбе против османских властей, боролись против французского мандата над Сирией и Ливаном. В наши дни представители друзской общины в рядах ливанских прогрессистов активно выступают за социальное переустройство Ливана.

За последние годы у самих друзов и далеко за пределами общины резко вырос интерес к друзскому историко-культурному наследию. Научное обращение к этому наследию невозможно без изучения важнейшего памятника друзской литературы «Послания мудрости» — сборника трактатов, представляющих все открытые и тайные аспекты учения друзов.

В настоящей работе дается факсимиле первого тома друзских рукописей СПбФ ИВ РАН, т. е. 14 из 111 трактатов, составляющих «Послания мудрости», а также исследование, избранные переводы и глоссарий основных религиозно-философских терминов. Послания I— XIV, связываемые друзской традицией с именами ал-Хакима и Хамзы б. `Али (умер после 1042 г.), это, по существу, ядро друзского учения.

Исследование вероучения друзов, избранные переводы и примечания к ним, глоссарий основных религиозно-философских терминов выполнены М. А. Родионовым; глава «Друзские рукописи в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН», написана Вал. В. Полосиным.

М.А.Родионов

PDF-файлы

Аннотация, От издательства, Содержание, Предисловие

Ключевые слова


коллекция ИВР РАН: издания
коллекция ИВР РАН: переводы
коллекция ИВР РАН: факсимиле

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_kalianov_co_1958.jpg
b_mikhailova_1983.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type