|
|
|
|
Радуль-Затуловский Я. Б. Материалистическая философия Ито Дзинсай (1627–1705) // Советское востоковедение. II. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. С. 53—80.
Известный исследователь в области истории развития материалистических идей в Японии Нагата Хироиси совершенно прав, когда подчеркивает, что истоки развития философского материализма в этой стране лежат в критике конфуцианского и буддийского учений, характерной для философской деятельности таких выдающихся мыслителей XVII—XVIII вв., как Андо Сёэки и Камада Рюкю. В самом деле, материалист Андо Сёэки, этот революционный мыслитель и глубочайший ум своего времени, отвергает этикополитическое учение конфуцианства, неоконфуцианскую схоластику и буддийскую мистику. Еще сёгун Иэясу (1542—1616), как правильно указывает японский ученый Яно Охиро, полностью использовал конфуцианство и буддизм в политических целях в качестве духовного оружия для подавления «оппозиционных умонастроений народных низов» и укрепления феодальной диктатуры в завоеванной стране. Андо Сёэки полностью отвергал современный ему феодальный строй, которому служили конфуцианство, буддизм и синтоизм, строй, где, по выражению мыслителя, «тунеядцы власть имущие поедают возделанное чужими руками», а «сеятеля» лишили «естественной свободы»...
К содержанию сборника... PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
|
|