|
Чернецов С. Б. Средневековая Эфиопия и древний Египет (к истории взаимосвязи двух родственных нильских культур) // Страны и народы Востока. Выпуск XXI. Африка. География, этнография, история. М.: Наука, ГРВЛ, 1980. С. 128—147.
Роль магии и то место, которое занимают магические представления
и магическая практика в духовной жизни народов, населяющих
Эфиопию, привлекали внимание всех исследователей,
занимавшихся культурой этой страны, начиная с родоначальника
европейской эфиопистики Иова Лудольфа [28, кн. III, гл. IV].
В научной литературе за средневековой Эфиопией прочно установилась
репутация «настоящего кладезя суеверий и магической
практики» [29, с. 1], и некоторые современные исследователи
утверждают, что «нигде в мире они не являются столь живой действительностью,
как в Эфиопии» [24, с. 142]. Этот феномен, однако,
не является специфически эфиопским явлением: он имел
место повсюду, где на смену политеистическим воззрениям приходила
монотеистическая религия. На русской почве это явление
было открыто и изучено еще «археологическими романтиками», и
в первую очередь Ф. И. Буслаевым, который дал ему название
«двоеверия», прочно вошедшее в русскую научную литературу.
Он так описал происхождение и причину живучести двоеверия:
«Захваченная христианством врасплох, народная фантазия, не
очищенная от языческих представлений и запуганная ими уже
как наваждением дьявольским, но все же, как от родной старины,
не отказавшаяся от них, естественно, должна была сойти с
своего свободного творческого поприща и, так сказать, сжаться
в более тесном кругу целого ряда мелких суеверий, которые тем
не менее обнимали и доселе в простом народе объемлют всю
жизнь, все крупные и мелкие явления ее... Поэтому, несмотря на
свою фантастическую основу, суеверие важно для народа своей
практической применимостью в делах житейских» [1, с. 32]...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|