|
|
|
|
Елисеев С. Г. Идеалистический пейзаж в Японии и Сэссю. Предисловие, подготовка к публикации и комментарии С. И. Марахоновой // Письменные памятники Востока, том 14, №2(29), 2017. С. 76—96.
Работа С.Г. Елисеева «Идеалистический пейзаж в Японии и Сэссю», написанная им, вероятно, около 1920 г., хранится в Архиве востоковедов ИВР РАН. Она связана с курсом лекций по искусству Японии и Китая, прочитанных им в Институте истории искусств. В статье (?) молодой ученый первым среди отечественных и западных востоковедов анализирует творчество выдающегося художника Сэссю. Он выявляет особую роль, сыгранную Сэссю в монохромной пейзажной живописи тушью (суйбоку-га) в Японии периода Муромати. Автор рассказывает о становлении жанра «идеального» («идеалистического») пейзажа в дальневосточном искусстве. С. Г. Елисеев связывает зарождение пейзажного жанра в Китае с деятельностью Ван Вэя, но подлинное развитие жанра он возводит к эпохе Сун. Тогда учение чань-буддизма нашло свое воплощение в художественных образах, а именно в картинах природы. Автор упоминает крупнейших художников Го Си, Ма Юаня и Ся Гуя. Он прослеживает развитие живописи суйбокуга в Японии и еe постепенное освобождение от китайского влияния. Связанная с творчеством дзэнских монахов-художников, она находит наивысшее воплощение в произведениях Сэссю. С. Г. Елисеев приводит биографические сведения о Сэссю и его окружении.
К содержанию выпуска...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова живопись китайская живопись японская Муромати суйбоку-га Сэссю
|
|
|
|
|