Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

ал-‘Аллама ас-саййид Мухаммад Хусайн ат-Табатаба’и (ум. в 1402/1981 г.). «Весы (справедливости) в толковании ал-Кур’ана» (ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан). Перевод с арабского и примечания С.М.Прозорова // // Письменные памятники Востока, 1(4), 2006. С. 82—107.


Вниманию читателей нашего журнала предлагается перевод «Предисловия» и толкования первой суры Корана одного из самых авторитетных ши‘итских ученых Ирана XX в. — Мухаммада ат-Табатаба’и. Это первая в отечественном исламоведении попытка передать толкование Священного Писания мусульман в изложении ученого-ши‘ита. Огромный, 20-томный труд Мухаммада ат-Табатаба’и, написанный по-арабски и переведенный на персидский язык, неоднократно переиздавался.

По характеру используемых материалов и по принципам аргументации автор подразделяет свое «Толкование» к Корану на несколько видов. Прежде всего он особо выделяет «кораническое» (кур’ани) толкование, основанное на кораническом материале (по принципу «ал-Кур’ан толкуется посредством ал-Кур’ана»). Этот вид толкования он называет «Разъяснением» (ал-байан). Далее — толкования, основанные на устной передаче (рива’и), или традиции, на научно-религиозной (‘илми), философской (фалсафи) и этической (салаки) аргументации, на историческом (та’рихи) материале или на комбинациях этих видов толкования — религиозно-исторические, религиозно-философские, религиозно-этические, этико-социальные (ахлаки иджтима‘и). Каждый из выделяемых фрагментов Корана автор сопровождает разным сочетанием перечисленных выше видов толкования, однако единственный вид толкования, который пронизывает весь текст сочинения и с которого начинается изложение, — «кораническое» (кур’ани) толкование, «Разъяснение» (ал-байан). Это методологический подход автора, проповедовавшего принцип самодостаточности Корана. Все другие виды толкования он рассматривает как допустимые, но подчиненные и не дающие полного и глубинного понимания содержания Божественного Откровения. Исходя, в частности, из этого обстоятельства, для перевода выбран именно этот вид толкования.

[К оглавлению номера 1(4) ППВ за 2006 г.]

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


«Весы [справедливости] в толковании ал-Кур’ана»
ислам
Коран
«ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан»
Мухаммад Хусайн ат-Табатаба’и
ат-Табатаба’и Мухаммад Хусайн
тафсир
ши‘изм
ши‘итские толкования Корана

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type