|
|
|
|
Жамцарано Ц. Пайзы у монголов в настоящее время // Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества. Том двадцать второй. 1913—1914. Пг.: Типография Императорской Академии Наук, 1915. С. 155—159.
Пайзы сохранились только в Южной или Внутренней Монголии: у дархатов-хранителей культа Чингиса и в сеймах Икэ-джуском (Ордос) и Улан-цабском (Приордосье), да отчасти в Шилин-гольском.
По внешности современные пайзы довольно однообразны: это всегда серебряная, четыреугольная небольшая дощечка с монгольскою выпуклою надписью; вставлена она в рамку из железа или красного дерева. К верхнему краю рамки сзади приделано ушко, за которое зацепляется прочная ременная петля. В эту петлю продевается кушак, которым крепко подпоясываются. Пайза болтается на левом боку гонца и видна издали, сверкая белизной. Верхняя, головная часть рамки пайзы большею частью закруглена, как показано на рисунке, и нередко украшена орнаментом. Бывают пайзы и без закругления вверху, как, напр., все дархатские пайзы. Если пайза прикреплена к рамке посредством ободка, то последний с лепестевидными насечками. Обыкновенно пайзы хранятся на почетном месте: они висят на стене, рядом с бурханами. Прилагаемый рисунок представляет более или менее точное изображение одной из современных пайз, исполненное от руки. Она принадлежала послам председателя (даруга) Улан-цабского сейма, приезжавшим в Ургу к монгольскому новому хану с изъявлением покорности в октябре 1912 года...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
|
|