История синологии в ЛО ИВ АН СССР / Институте восточных рукописей РАН
С образованием в 1956 г. Ленинградского отделения Института востоковедения основные силы китаеведов были сосредоточены в рамках созданного в то же время Дальневосточного кабинета, который возглавлял В.М.Штейн. Старшее поколение синологов в этом кабинете представляли – сам В.М.Штейн, занимавшийся экономикой и историей китайской экономической мысли (см. Гуань-цзы. Исследование и перевод. М., 1959), П.Е.Скачков (см. Библиография Китая. М., 1960). В.С.Колоколов (см. Краткий китайско-русский словарь. М., 1935) и Б.И.Панкратов, блестящий знаток китайского быта, работавший в реставрационном отделе. В дальнейшем, благодаря значительному увеличению числа сотрудников, работа в кабинете протекала по группам, имеющим специальное задание, и по научным направлениям. Одной из первых была образована группа во главе с Л.К.Павловской, которая в 1958–1962 гг. провела большую работу по составлению каталога книг на китайском языке. Значительная группа трудилась над описанием и исследованием Дуньхуанского фонда. Результатом их работы явилось составленное под руководством Л.Н.Меньшикова описание дуньхуанской коллекции, которая под заголовком «Описание китайских рукописей Дуньхуанского фонда» увидела свет в 1967 г. К этому же времени группа по описанию китайских ксилографов подготовила и сдала в печать трехтомное описание китайских ксилографов. Над этим описанием работали И.С.Гуревич, Ю.Л.Кроль и Э.С.Стулова. Руководил работой Б.Б.Вахтин. Отдельная группа под руководством Е.И.Кычанова занималась обработкой Тангутского фонда. Если говорить о научных направлениях, то тут надо отметить, что раньше всего заявило себя литературоведческое. Опираясь на дуньхуанский материал, Л.Н.Меньшиков в 1963 г. издал новаторскую для отечественной синологии работу «Китайские рукописи из Дуньхуана. Памятники буддийской литературы сувэньсюэ» (М., 1963). Это направление потом продолжили «Бяньвэнь о воздаянии и милости» (М., 1972) и «Бяньвэнь по лотосовой сутре» (М., 1984). Благодаря этим работам, Л.Н.Меньшиков занял, по сути дела, монопольное положение в исследовании буддийской литературы сувэньсюэ. Сходным путем шла и Э.С.Стулова. Она нашла в ксилографическом фонде редкий буддийско-даосский памятник в жанре «бао цзюань» («драгоценный свиток»). Перевела и исследовала его и издала под заглавием «Баоцзюань о Пу-мине» (М., 1979). Несколько иным был научный путь О.Л.Фишман, ученицы академика В.М.Алексеева. Сохранив интерес своего наставника к поздней старокитайской новеллистике (17–18 вв.), О.Л.Фишман выбрала в качестве объекта исследования писателя, ученого и библиофила Цзи Юня (1724–1805), в результате чего в 1974 г. в свет вышла книга «Цзи Юнь. Заметки из хижины «Великое в малом». Пер. с китайского, предисловие, комментарий и приложения О.Л.Фишман (М., 1974). Продолжая выбранное направление, она через три года издала книгу «Юань Мэй. Новые записи ци се» (М., 1977), посвященную прозаической коллекции известного цинского поэта Юань Мэя (1716–1797). Венчает это направление монографическое исследование «Три китайских новеллиста. XVII–XVIII вв. Пу Сунлин, Цзи Юнь, Юань Мэй» (М., 1980). Средневековой китайской поэзией занимался Б.Б.Вахтин. древней – М.Е.Кравцова, результатом чего была ее книга «Поэзия древнего Китая» (СПб, 1994). Еще одно направление работы петербургских синологов можно охарактеризовать как историческое и историко-философское. Начало ему положил В.М.Штейн своей книгой о Гуань-цзы. Следующее поколение китаистов-историков отметило свое появление книгой Е.И.Кычанова «Очерк истории тангутского государства» (М., 1968). В этом же «окраинном» направлении работал и М.В.Воробьев, выпустивший в свет свою работу «Чжурчжени и государство Цзинь» (М.. 1975). Сюда же можно отнести и книгу А.С.Мартынова «Статус Тибета в XVII–XVIII вв. (М., 1978). В ином ключе – историко-философском или культурно-историческом – предпочел идти Ю.Л.Кроль, заявивший об этом в своей первой книге «Сыма Цянь – историк» (М., 1970) и развивший этот подход в своем фундаментальном двухтомном исследовании трактата Хуант Куаня «Спор о соли и железе». Изучением древнего периода китайской истории в кабинете Древнего Востока занимался К.В.Васильев. В 1968 г. увидела свет его книга «Планы сражающихся царств» (М., 1968). К последним достижениям исторического направления можно отнести два монографических исследования: И.Ф.Поповой – «Политическая практика и идеология раннетанского Китая» (М., 1999) и В.М.Рыбакова – «Уголовные установления Тан с разъяснениями. Тан люй шу и» (3 т., СПб, 1999, 2001, 2005). Кроме двух основных известное развитие в рамках сектора получили и другие направления. Так, например, – исследование традиционных идеологий Китая. На буддийскую тему А.С.Мартыновым были составлены два сборника – «Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века» (М., 1982) и «Буддизм и государство на Дальнем Востоке» (М., 1987). М.Е.Ермаков опубликовал книгу Хуэй Цзяо «Жизнеописание достойных монахов» (М., 1991), у А.С.Мартынова вышел двухтомник «Конфуцианство» (т. 1-2, СПб, 2001). Лингвистикой в секторе постоянно занимаются два сотрудника – И.Т.Зограф и И.С.Гуревич. Оба специалиста сосредоточены на изучении среднекитайского языка. Последняя работа И.Т.Зограф – «Среднекитайский язык. Опыт структурно-типологического описания» (СПб, 2005). И.С.Гуревич опубликовала перевод и исследование «Линь-цзи лу» (СПб, 2001). к.и.н. А.С.Мартынов
|