|
|
|
|
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. M.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 219 с: ил. ISBN 5-02-017250-2
Написанная живым, доступным языком, книга известного арабиста, исламоведа содержит изложение коранических легенд и преданий, анализ их истоков, их бытования в доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманскои культуру.
В оформлении использованы средневековые арабские рукописи.
Предисловие
Эта книга — об «исторических» преданиях, содержащихся в Коране — Священном писании ислама. Сказания о прошлом составляют значительную часть его текста, концентрируют в себе большинство его главных идей, особенности его художественного языка.
Задача книги — собрать воедино разбросанные по всему Корану повествовательные сюжеты и мотивы, изложить их содержание в последовательности событий, исследовать ту роль, которую они играют в Коране. Анализ коранических ссылок на историю позволяет обрисовать и некоторые черты религиозно-культурной ситуации, в которой родился ислам.
Ислам возник как локальное религиозно-политическое течение, выросшее из многовековой истории Аравийского полуострова. В то же время он явился и откликом на духовные потребности всего Ближнего Востока в период распада древнего миросозерцания и становления средневекового общества. Благодаря политическим победам и умению вбирать в себя новое и чужое он стал одной из главных форм идеологического осмысления действительности в эпоху средневековья. Огромную роль в победах ислама сыграла личность его основателя Мухаммада, посланника и пророка Аллаха. Изучение коранических сказаний позволяет конкретно определить сочетание чужого и своего в исламе, дает возможность как бы увидеть, ощутить личность его основателя.
Коранические сказания, подвергнутые анализу и объясненные, могут стать для читателя хорошим путеводителем по тексту Корана. С их помощью легче ориентироваться в этом собрании проповедей, предполагающих наличие у слушателей и читателей некоторого предварительного знания предмета.
Ислам и Коран являются результатом человеческого творчества. Для самого творца и для сотен миллионов его последователей они — деяние божества. Книга исходит из первого положения, но, уважая внутреннюю логику коранического текста, я не стану злоупотреблять кавычками и «якобы», говоря о естественном для Корана «участии» Бога в его создании.
Книга предназначена для широкого читателя. В таком виде на русском языке коранические сказания излагаются впервые. Адресована она и специалистам, поскольку предлагает новый подход ко всему комплексу сказаний. Они рассматриваются в первую очередь с точки зрения их места в коранической проповеди и их связи с аравийской культурной средой.
В течение десяти лет я занимался специальными исследованиями кораническнх сказаний. Результаты моих изысканий проверялись в докладах на различных встречах арабистов и исламоведов, публиковались в виде статей и разделов в книгах. Они легли в основу статей о мусульманской мифологии в энциклопедических словарях «Мифы народов мира» (М., 1980, 1982; 2-е изд. М., 1987, 1988), «Ислам» (М., 1990), в справочниках «Ислам» (М., 1983; 2-е изд. М., 1986) и «Ислам» (М., 1989). Я благодарен моему другу и коллеге А. Б. Куделину, давно и настойчиво советовавшему рассказать о моих исследованиях и размышлениях в отдельной работе. Она обсуждалась и была одобрена Группой исламоведения и Сектором Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Я признателен всем моим коллегам, взявшим на себя труд прочитать книгу еще в рукописи и помогшим исправить часть ее недостатков: П. А. Грязневичу, В. В. Лебедеву, Е. Н. Мещерской, Вл. В. Полосину, С. М. Прозорову, Е. А. Резвану, А. Б. Халидову, А. Л. Хосроеву, И. Ш. Шифману и многим другим.
У книги есть две стороны. Одна — выводы, к которым я пришел, многократно анализируя и сопоставляя повествовательные тексты Корана слово за словом. Вторая — мои чувства сопереживания моменту рождения религии, вызванные многократным и внимательным чтением этой удивительной Книги. Хотелось бы, чтобы написанное помогло хотя бы немногим немусульманам лучше узнать один из главных памятников человеческой культуры — Коран.
На обложке воспроизведены два листа из рукописи Корана, выполненной почерком куфи в V—VI/XI—XII вв. к Ираке. Хранится в Главной мечети г. Сана в Йеменской Арабской Республике. Шифр IN:6=8.1.
На лицевой стороне: текст из суры «ал-Кахф» («Пещера», 18:4/3—6/5); на оборотной — из суры «ал-Исра’» («Перенес ночью», 17:90/92—92/94). Воспроизводятся по книге: Masahif San‘a. Kuweit, 1985, с. 33, 32.
Для титула использовано оформление художественней рукописи Корана, выполненной почерком мухаккак в VIII/XIV в. в Египте. Хранится в Доме мусульманских древностей в Национальном музее Кувейта. Шифр LNS 74 MS.
Слева текст из суры «ал-‘Анкабут» («Паук», 29:46/45— 47/46). Справа в обрамлении почерком сулс выписаны айаты из суры «ал-Ваки‘а» («Падающее», 55:77/76— 80/79). Воспроизводится по книге: Variety in Unity. Kuweit, 1987, с. 33.
Я благодарю генерального директора Управления древностей Йеменской Республики господина Исма‘ила ал-Аква‘ и директора Дома мусульманских древностей Кувейта шейху Хуссу ас-Сабах за любезное разрешение воспроизвести хранимые ими прекрасные рукописи.
PDF-files Аннотация, Предисловие, Summary, Содержание
Keywords
|
|
|
Random news: Announcements |
Third Kowalewski Readings (dedicated to the 190th anniversary of the Department of Mongolian philology, Kazan University) will be held in Kazan on October 11–13, 2023. |
Read more...
|
|
|
|
|