|
|
|
|
Mongolica. Том XXIV, 2021, №1. Посвящается 110-летию национально-освободительной
революции в Монголии / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2021. 104 с. ISSN 2311-5939.
СОДЕРЖАНИЕ
В. В. Грайворонский. К 110-летию национально-освободительной революции в Монголии в 1911 г. — 5
Cтатья посвящена одному из наиболее важных событий в истории Монголии и двусторонних отношений, которое до недавнего времени было малоизвестно широкому читателю, в том числе и потому, что
недостаточно объективно и полно освещалось в советской исторической литературе и официальной пропаганде. Так, до 1990 г. в советской и монгольской научной литературе революционные события 1911 г. в
Монголии рассматривались не как отдельная, самостоятельная национально-освободительная революция,
а лишь как прогрессивное событие в борьбе монгольского народа за национальное освобождение от
цинского владычества. После победы в Монголии в 1990 г. мирной демократической революции и перехода к многопартийной политической системе, демократии западного типа, рыночной экономике и открытой внешней политике в монгольской исторической науке начался процесс пересмотра некоторых ключевых событий истории МНР и монголо-советских отношений в 1921–1990 гг., восстановления исторической правды, реабилитации многих политических и других деятелей, ставших жертвами необоснованных
политических репрессий, которые имели место в Монголии под влиянием аналогичных событий в СССР в
1920–1930-х гг. Это в полной мере относится к оценке событий 1911 г.
Ключевые слова: Монголия, национально-освободительная революция, 1911 г., Джебдзундамба-хутухта VIII, Цинская империя
Ж. Урангуа. Первый министр Министерства внутренних дел Монголии Цэрэнчимид и русско-монгольские переговоры 1912 г. — 12
Национальная революция 1911 г. в Монголии, руководимая высшей знатью Халхи, положила конец
двухвековой зависимости Внешней Монголии от империи Цин. В результате было основано независимое
государство во главе с теократическим монархом VIII Богдо-ханом.
Царская Россия, заинтересованная в появлении буферного государства на границе с Китаем, поддержала Монголию. Россия выступала за предоставление Китаем широкой автономии Внешней Монголии, а
новое республиканское правительство Китая вообще не хотело признавать независимость Монголии и
намеревалось при возможности установить суверенитет над ней, так как считало себя продолжателем
политики Цинов. А чего, собственно, хотели сами монголы?
В статье затрагиваются вопросы о политической деятельности да-ламы Цэрэнчимида, который был
первым министром внутреннних дел Монгольского государства в 1911–1913 гг. Во время переговоров
между царской Россией и Монголией Г. Цэрэнчимид отстаивал идею полной независимости страны и
объединения всех монгольских земель. Далее затрагиваются вопросы русско-монгольских отношений в те
трудные дни восстановления Монголией своей государтсвенности.
Ключевые слова: монголы, лама, суверенитет, договор, патриот
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е. В. Асалханова. Система живописного убранства храмов северного буддизма — 17
В статье рассматривается система расположения настенных росписей и икон-танка в пространстве
буддийского храма. Исследуются особенности храмовой декорации тибетского, монгольского, бурятского
храмов. Ставится вопрос о традиции и новациях в оформлении современных буддийских храмов.
Ключевые слова: Тибет, Монголия, Бурятия, изобразительное искусство северного буддизма, монументальная живопись, иконы-танка
А. Ж. Бальжурова. Развитие жанровой системы бурятской буддийской танка во второй половине XIX в. (на материалах коллекции Национального музея Республики Бурятии) — 21
Бурятская буддийская живопись начала формироваться во второй половине XVIII в. Ко второй половине XIX в. отмечается переход от раннего самобытного искусства к более профессиональному. Одной из
характерных черт становления профессиональной буддийской живописи этого периода является рост
исполнительского мастерства, усложнение композиционного построения танка, развитие жанровой системы, которая отражает полный пантеон божеств бурятского буддизма, включающий в себя все восемь
основных разделов. В статье рассмотрены группы танка с новыми иконографическими образами и сюжетами, стилистическими особенностями, характеризующими данный период.
Ключевые слова: танка, буддизм, искусство, пантеон, жанр, коллекция
С. Г. Батырева. «Джангариада» В. А. Фаворского в истории изобразительного искусства Калмыкии 30–40-х годов XX в. — 26
Целью данной статьи является анализ калмыцкого периода творчества выдающегося мастера В. А. Фаворского, связанного с художественным оформлением героического эпоса «Джангар». Материалом изучения является издание «Джангар» (1940), подготовленное к 500-летнему юбилею калмыцкого народного
эпоса, а также произведения В. А. Фаворского, созданные в Калмыкии в 1939 г. — 1940-х гг., и некоторые
сведения о довоенном искусстве Национального архива Республики Калмыкии и Российского государственного архива литературы и искусства. Исследовательский интерес представляют довоенный каталог
выставки к 500-летию эпоса «Джангар» и статья В. А. Фаворского «Как я работал над „Джангаром“»
(1940). Проблемой исследования является небольшое количество источников о культуре периода, по
которым можно частично реконструировать наследие, утраченное в годы Отечественной войны и депортации калмыков в 1943–1956 гг. Переосмысление культурного наследия народа в синтезе этнических традиций и реалистических основ русской художественной школы оказало влияние на формирование изобразительного искусства Калмыкии 1930-х — начала 1940-х гг. Новизна и актуальность исследования калмыцкого искусства данного периода определены творческой деятельностью первого иллюстратора героического эпоса «Джангар» В. А. Фаворского, народного художника СССР. Фольклор как этнокультурная
доминанта в искусстве Калмыкии объединил принципы книжного иллюстрирования и образно-стилевые
поиски В. А. Фаворского: пространство мировидения народа и автора сомкнулось в кросскультурном
взаимодействии художественных традиций.
Ключевые слова: Калмыкия, эпос «Джангар», В. А. Фаворский, искусство, графика, традиции
И. Р. Гарри. Святые места Нгаба: по материалам экспедиции 2017 г. — 38
В статье излагаются результаты экспедиции 2017 г. в Тибетский автономный округ Нгаба-Цян провинции Сычуань КНР. Приводится описание столицы округа пос. Баркам, уездного центра пос. Нгаба, бонских монастырей Баркам и Нанчик-гонпа, Кирти-гонпа школы гелукпа и Сэтенлинг-гонпа школы джонангпа, описывается религиозная ситуация в округе.
Ключевые слова: Нгаба Цян — тибетский автономный округ, провинция Сычуань, бон, Кирти-гонпа,
Сэтенлинг-гонпа
Ю. И. Елихина. Находки из Хирхиринского городища, хранящиеся в Эрмитаже — 47
Автор описывает артефакты из Хирхиринского городища, найденные археологической экспедицией
С. В. Киселева в 1959 г. Городище представляло собой военно-административный и торгово-ремесленный
центр. Находки являются массовым материалом и представляют собой черепицу и керамику.
Ключевые слова: археология, монгольское городище, черепица, керамика
Р. Ю. Почекаев. Судебный процесс в Джунгарском ханстве с участием иностранцев (по запискам И. С. Унковского) — 51
В статье анализируется сообщение И. С. Унковского, российского посла в Джунгарском ханстве в
1722–1723 гг., о судебном разбирательстве у ойратов, непосредственными участниками которого стали
члены русской дипломатической миссии. На основе анализа данного сообщения автор предпринимает попытку реконструкции основных элементов судебного процесса в Джунгарском ханстве, включая его этапы, статус участников, методы сбора доказательств и пр. Также суд, описанный И. С. Унковским, сравнивается с правовым регулированием процессуальных отношений у ойратов, зафиксированных в их основном своде законов «Их Цааз» (1640) и дополняющих его указах Галдана-Бошугту-хана 1670-х гг. Кроме
того, анализируются особенности судебного разбирательства с участием иностранцев и выясняются причины, по которым русские участники оказались в более выгодном процессуальном положении, чем другие
иностранцы.
Ключевые слова: Российская империя, Джунгарское ханство, записки путешественников, традиционное право, суд и процесс
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К. В. Алексеев. О топосе «похода» в монгольском сочинении «Эрдэни тунумал» — 58
В тексте монгольского сочинения XVII в. «Эрдэни тунумал» обращают на себя внимание стереотипные описания военных походов Алтан-хана и его ближайших потомков. Эти эпизоды, обладающие единой
семантикой и относительно устойчивой структурой, можно отнести к категории топоса. Ядро топоса
похода в «Эрдэни тунумал» формируют единичные глаголы в характерной позиции и устойчивые формулы. Образуемый ими семантический каркас «надстраивается» прагматическими или легендарными деталями, составляющими периферию топоса. Предикативность формул, составляющих топос похода в «Эрдэни тунумал», и тот факт, что некоторые из них встречаются уже в «Сокровенном сказании», указывают на
их раннее, возможно докнижное, происхождение.
Ключевые слова: «Эрдэни тунумал», Алтан-хан, монгольская литература, топос, формула
И. А. Алимов. Заметки о сяошо: «Сюй ши шо» — 67
Статья из серии «Заметки о сяошо» является частью большого продолжающегося исследования под
общим названием «Краткая история китайской прозы сяошо I–XIII вв.», выдержанного в рамках единого
шаблона, принятого автором для описания письменных памятников и использованного в опубликованных
монографиях «Сад удивительного: Краткая история китайской прозы сяошо I–VI вв.» (2014) и «Записи о
сокровенных чудесах: краткая история китайской прозы сяошо VII–X вв.» (2017). Настоящая работа посвящена одному из сборников, появившихся в этот период, — сборнику «Сюй ши шо» (續世說 «Продолжение рассказов, в мире ходящих») Кун Пин-чжуна (孔平仲 1044—1111). В статье впервые на русском
языке рассматривается история создания текста данного сборника, анализируется его состав и тематика,
исследуется вопрос бытования, начиная с первых изданий и заканчивая современными.
Ключевые слова: Китай, китайская литература, китайская проза сяошо, источниковедение, «Сюй ши
шо»
О. К. Баваева. Анализ стихотворения Д. Н. Кугультинова «Оонин үкл, эс гиҗ эвдрсн өрүн», «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» — 74
Статья посвящена анализу стихотворения выдающегося калмыцкого поэта Д. Н. Кугультинова. Подробный анализ художественных особенностей произведения, написанного на калмыцком языке, позволил
выявить широкую палитру изобразительных средств произведения, лексико-семантический анализ демонстрирует разнообразие и богатство калмыцкого языка. Стилистический анализ показал, что поэт использует не только традиционные приемы стихосложения, такие как начальная рифма (анафора), сравнения
посредством лексических средств — нект, мет, морфологические средства — уподобительные суффиксы — шнг и суффиксы, передающие степень выраженности качества, — хн, кн. Наряду с ними он использует концевую рифму и метафору, звукопись и ономатопею, средства графической изобразительности,
такие как ступенчатое написание строк, строфы разных размеров. В рассматриваемом стихотворении поэт
продолжает тему человека и природы, тему ответственности за свою землю и всю планету.
Ключевые слова: Метафора, сравнение, уподобительный суффикс, ономатопея, звукопись
А. В. Зорин. Заяц «Тибетского сказа» А. М. Ремизова и его тибетские прототипы — 79
История создания сборника «Ё. Тибетский сказ», написанного А. М. Ремизовым в 1916 г. на основе
шести тибетских сказок из публикации Г. Н. Потанина и дважды при жизни автора опубликованного
отдельными изданиями (в 1921 г. в Чите и в 1922 г. в Берлине), подробно изложена в монографии
И. Ф. Даниловой, представившей также свою интерпретацию сборника [Данилова, 2010. С. 164—172].
Данная статья предлагает несколько иную интерпретацию сборника, хотя и не опровергающую, а, скорее,
дополняющую концепцию И. Ф. Даниловой. В ней более полно, с привлечением тибетологического
материала, раскрывается тема амбивалентности заячьего образа в цикле сказок Ремизова и проводится
параллель с образом другого популярного героя-трикстера тибетского фольклора — Аку (Дядюшки)
Тонпы 1.
Ключевые слова: А. М. Ремизов, «Ё. Тибетский сказ», Г. Н. Потанин, тибетские сказки, образ зайца
Б. В. Меняев, Б. Х. Борлыкова. Из истории записи сарт-калмыцкой версии эпоса «Джангар» — 85
В данной статье на основе архивных материалов рассматривается история записи сарт-калмыцкой
версии эпоса «Джангар». Фольклорные записи А. В. Бурдукова и А. Ш. Кичикова представляют собой
ценные источники по изучению устного народного творчества сарт-калмыков Киргизии XX в.
Ключевые слова: сарт-калмыки, Киргизия, фольклор, Джангар, мотивы, архивные материалы, магнитные ленты, олёты Синьцзяна, калмыки, А. В. Бурдуков, А. Ш. Кичиков
РЕЦЕНЗИИ И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Литература по калмыцкой фольклористике. Сост. Т. Г. Басангова (Борджанова) — 94
«Вторые Ковалевские чтения». Казань 1–2 декабря 2020 г. (И. В. Кульганек) — 98
PDF-файлы Полный текст выпуска
Ключевые слова национально-освободительная революция в Монголии
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (24.04.2023 г.). |
Подробнее...
|
|
|
|
|