Статья посвящена воззрениям буддийских мыслителей раннесредневековой
Индии на проблему отбора монахов, пригодных для обучения в высших духовных училищах.
На основе анализа трактата Васубандху (IV–V вв.) «Абхидхармакошабхашья» («Энциклопедия
высшего учения и комментарий») автор показывает, что критерии отбора, разработанные кашмирскими вайбхашиками, включали только моральные качества абитуриентов. Для обучения
признавались подходящими монахи, проникнутые решимостью достигнуть сотериологическую цель Учения Будды, «вырвать корень страдания». Особое внимание уделялось добродетельному поведению абитуриента, строгому соблюдению монашеских обетов. Достойным абитуриентом считался тот, кто обладает усердием, кто воздержан и испытывает удовлетворенность минимумом материальных благ (одеянием, пищей, постелью и сиденьем), кто находит
счастье в монашеской аскезе и религиозных практиках.