|
|
|
|
Mongolica. Том XXVIII, 2025, № 1 / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб., 2025. 44 с. ISSN 2311-5939.
СОДЕРЖАНИЕ
М. П. Петрова. К 70-летнему юбилею профессора кафедры Монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ В. Л. Успенского — 5
ФИЛОЛОГИЯ
О. К. Баваева. «Песнь о Буревестнике» А. М. Горького на калмыцком языке — 8 В статье анализируется перевод стихотворения А. М. Горького «Песнь о Буревестнике» выполненный талантливым поэтом Сян-Белгин Хасыром в 1957 г. Семантико-стилистический, компонентный анализ позволяют выявить средства адаптации иноязычного текста в язык перевода. Структурно-синтаксические, грамматические, лексико-семантические виды трансформаций позволили переводчику перенести эмоционально-семантическое наполнение оригинала на другой язык. В некоторых случаях производится прагматическая адаптация для достижения эквивалентности перевода. Языковые лакуны восполняются добавлением, смысловым развитием, структурно-семантической, грамматической трансформацией. Неизбежная утрата второстепенной информации не мешает созданию в смысловом, эмоциональном плане эквивалентного произведения на языке перевода. Ключевые слова: Хасыр Сян-Белгин, структурная трансформация, метонимическая замена, добавление, прагматическая адаптация, смысловое развитие
Б. Дайриймаа. Проявление семейных отношений в монгольских бытовых сказках — 13 Монгольские народные сказки, независимо от их жанровых особенностей, отражают различные социальные явления. Как правило для изображения общественной жизни используется прием аллегории. Скрытый смысл присутствует в сказках о животных, сатирических и бытовых. Однако в бытовых сказках идеи могут быть выражены и открыто, без использования иносказания. Одной из многочисленных тем народных сказок является тема семьи. В основе сюжетов подобных сказок всегда находятся моральные ценности, часто выраженные символически. Ключевые слова: монгольский фольклор, отражение, социальные институты, стереотипы, символы, моральные ценности
ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРА
Г. Батдорж, Б. Батжаргал. Актуальные проблемы методики военно-музыкальной подготовки в Монголии — 18
Настоящая статья посвящена вопросам методики военно-музыкальной подготовки в Монголии. Авторы, рассматривая историю становления монгольского военно-музыкального образования западного типа, считают, что начало этому было положено ещё во времена образования Автономной Монголии (1911). Именно тогда Монголия дала старт политике постепенного ухода от духовного влияния Индии, Тибета, Маньчжурии и впервые приняли западную культуру как «художественную», открыв ей свои двери. Внедрение основ западного художественного образования на государственном уровне началось с открытия в 1937 г. в Улан-Баторе Школы изящных искусств. Вторым художественным учебным заведением западного типа в Монголии стало организованное в 1940 г. Цирковое училище. В статье подробно анализируется педагогическая и образовательная деятельность русских и советских специалистов-тренеров, таких как К. В. Кадлец, А. Кольцов, Б. Ф. Смирнов, Г. А. Уварова, режиссёров В. А. Борейшо и А.А.Ефремов и др., которые были командированы в Монголию в 30–50-е годы ХХ в. с целью помощи братскому народу в культурном строительстве. Также авторы уделяют внимание деятельности первых монгольских выпускников западной консерватории — композитора С. Гончигсумлы (консерватория имени П. И. Чайковского в Москве, СССР, 1952 г.) и оперного певца Г. Хайдава (консерватория имени П. И. Чайковского в Москве, СССР, 1954 г.). В период после демократической революции (1990–2023) с целью подготовки военных музыкантов в Улан-Баторе был создан Военно-музыкальный политехнический колледж. В статье подробно анализируются учебный план, рабочие программы и методика преподавания этого учебного заведения. Ключевые слова: Монголия, военно-музыкальная подготовка, методика, музыкальное образование в Монголии
В. Ю. Жуков. На чьи средства построен буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге (1909–1915 гг.): опыт исторического аудита — 29
Цель и тема статьи обозначены в ее названии: установить, кто внес наибольшую (и примерно какую?) долю средств в строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге на рубеже двух первых десятилетий XX в.: Россия, Монголия или Тибет? Это пример того, как современность нуждается в историческом разбирательстве. С одной стороны, казалось бы, это дела давно минувших дней — с той поры минуло более столетия, с другой, сам вопрос представляется далеко не праздным и вовсе не сугубо конфессиональным. Он вполне актуален и сегодня, в том числе с точки зрения международных взаимоотношений. Предпринятая попытка расставить точки над i в этом вопросе свидетельствует, что более 3/4 денег на возведение и интерьер буддийского храма в столице Российской империи выделило российское (царское) правительство. Ключевые слова: «Дацан Гунзэчойнэй», Россия, Монголия, Тибет, средства, доля, строительство
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Ю. В. Болтач, И. В. Кульганек. XIII Санкт-Петербургские тибетологические чтения, посвященные 300-летию Российской Академии наук (Санкт-Петербург, ИВР РАН, 13–14 ноября 2024 г.). — 37
PDF-файлы Полный текст выпуска
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (01.03.2024 г.). |
Подробнее...
|
|
|
|
|