|
Пятые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Труды участников научной конференции / Составители Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Научный редактор и автор предисловия М. И. Воробьева-Десятовская. СПб.: Издательство А. Голода, 2012. 320 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие — 9
Из истории санкт-петербургской буддологической школы
Ермакова Т. В. Японские ученые — участники научно-издательских проектов санкт-петербургской буддологической школы — 20
Статья посвящена выдающимся японским буддологам-источниковедам Нандзё Бунью (1848—1927) и Огихаре Унрай (1860—1937), участвовавшим в международных научно-издательских проектах на базе
серии РАН «Bibliotheca Buddhica». Раскрывая типологические особенности становления буддологии в Японии периода революции Мэйдзи
(1868—1911), автор показывает, что характер научного вклада обоих этих
исследователей в развитие мирового буддологического источниковедения
обусловливался их принадлежностью к японской социокультурной форме
буддизма, образовательные традиции которой предполагали освоение
китайского письменного наследия и местной комментаторской литературы.
Ключевые слова: буддизм, история буддологии, международные
научно-издательские проекты санкт-петербургской буддологической
школы, серия «Bibliotheca Buddhica», Нандзё Бунью, Огихара Унрай
Островская Е. П. М. И. Тубянский (1893—1937) как представитель отечественной научной школы — 45
Статья посвящена комплексному анализу деятельности и научного
наследия востоковеда-санскритолога, ученика Ф. И. Щербатского — М. И. Тубянского (1893—1937). В статье отмечается, что вплоть до настоящего времени в истории российского востоковедения отсутствуют работы,
выявляющие логику развития научных интересов М. И. Тубянского, что
обусловливается тематической разнонаправленностью трудов ученого и
относительно небольшим числом его публикаций. Опираясь на документы
и материалы, хранящиеся в фондах Архива востоковедов ИВР РАН и
СПбФ АРАН и литературные источники, автор статьи показывает
смысловую целостность научного наследия М. И. Тубянского, воплощавшего в своих исследованиях программные направления деятельности
санкт-петербургской буддологической школы в период 1920—1930-х гг.
Ключевые слова: буддизм, санкт-петербургская буддологическая
школа, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, М. И. Тубянский
Столярова Е. В. Становление методологии изучения индийского письменного наследия в России (вторая половина XIX — начало XX вв.) — 61
В статье рассматривается процесс формирования основных принципов
и методов изучения индийских письменных памятников в России. В работе
анализируются основные методологические установки ученых, внесших
огромный вклад в формирование методов изучения индийского письменного наследия: И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, Ф. И. Щербатского
и О. О. Розенберга.
Ключевые слова: индийское письменное наследие, российская
индология, И. П. Минаев, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской,
О. О. Розенберг.
По страницам письменных памятников
Воробьева-Десятовская М. И. Санскритская Трипитака в свете палеографических исследований 1920—2000-х гг. — 78
Статья посвящена процессу формирования Трипитаки — корпуса
буддийских канонических текстов на санскрите, известных в оригинале
(в отличие от полностью сохранившейся палийской Типитаки) лишь по
фрагментам рукописей, обнаруженных в оазисах Восточного Туркестана
и на северо-западной оконечности Индийского субконтинента. Опираясь
на результаты палеографических исследований 1920—2000х гг., автор
показывает, что догматические разделы Трипитаки — Сутры (собрание
проповедей) и Виная (свод религиозно-дисциплинарных наставлений)
складывались синхронно в традициях различных школ раннего буддизма.
Излагая итоги собственного изучения буддийского манускрипта, найденного в 1966 г. близ г. Байрам-Али (Мервский оазис), автор обосновывает
вывод, что ядро Винаи школы Сарвастивада составляли три текста:
«Prātimokṣa-sūtra», «Vinayavibhaṅga» и «Vinayavastu», содержащиеся в
этой рукописи.
Ключевые слова: буддизм, буддийская каноническая литература,
буддийские рукописи из Восточного Туркестана, Мерв, рукопись из
Байрам-Али
Иванов В. П. Часть и целое в лингвофилософских моделях традиции кашмирского шиваизма — 97
Статья посвящена онтолингвистическим построениям школы
кашмирского шиваизма. Важнейшей моделью в ней является «фонематическое разворачивание» единого универсального сознания (saṃvid) в многообразие вещей вселенной. Важность этой модели определяется необходимостью для традиции разрешить логически непротиворечивым путем
парадокс сосуществования взаимно противоречивых вселенских начал—
абсолютного единства и множественности феноменального бытия.
Это противоречие «снимается» признанием онтологического статуса за
Речью — сама суть которого есть совмещение в себе взаимно противоречивых качеств единства и множественности, предстающее как единство
смысла и множественности средств, его проявляющих (слова, фонемы и
пр.). Санскритские фонемы (varṇa) при этом, выступая в системе в роли
элементарных сущих (формирующих лингвистический вселенский
гештальт), до некоторой степени коррелируют с «атомизмом» других школ
Индии (вайшешика и др.). В статье также обсуждаются отдельные
аспекты практики тантры, такие как процедуры Mātṛkānyāsa и Mālinīnyāsa,
раскрывается их символизм.
Ключевые слова: Индия, индуизм, кашмирский шиваизм
Кубасов Ф. В. Дзэн-буддизм и власть в Японии периода Муромати (1336—1477 гг.) — 114
Статья посвящена взаимоотношениям Мусо Сосэки (1275—1351),
выдающегося дзэн-буддийского проповедника начала периода Муромати
(1336—1477), с сёгуном Асикага Такаудзи (1305—1358), Асикага
Тадаёси (1306—1352), братом сёгуна и императором Го-Дайго (1288—
1339). Предпринята попытка проанализировать оценку, данную этим
буддийским иерархом сёгуну Такаудзи и помещённую в историко-политическом трактате «Байсёрон» («Сказание о сливе и сосне»).
Перевод соответствующего фрагмента из этого источника позволяет
проследить, насколько конфуцианизирована была политическая мысль
дзэнских монахов. Фрагмент из «Байсёрон» сопоставляется с фрагментом
из «Речений Мусо» («Мусо-кокуси гороку»), где тот размышляет о причинах вражды между Такаудзи и Го-Дайго. Тот факт, что дзэн обязан
своим распространением покровительству власть имущих, хорошо известен, и приведённый фрагмент из «Байсёрон» служит весьма характерной
иллюстрацией этого.
Ключевые слова: буддизм, дзэн, дзэн и политическая власть в период
Муромати, Мусо Сосэки
Ленков П. Д. Концепт «Я» в философском дискурсе буддийской школы Виджнянавада — 122
Статья посвящена анализу воззрений Виджнянавады — буддийской
школы махаянского направления на проблему возникновения в индивидуальной психике концепта «Я» как формы ложного самосознания, предполагающего существование атмана — субстанциальной души и атмин — ее предикатов. В статье рассматривается выдвинутое виджнянавадинами
учение о «сознании-вместилище» (алая-виджняна) — глубинном уровне
психики, конституирующем когнитивный контекст познавательной деятельности. Автор показывает, что в философском дискурсе Виджнянавады
возникновение концепта «Я» интерпретировалось как иллюзия непросветленного разума, ошибочно отождествляющего функционирование
«сознания-вместилища» с манифестацией атмана.
Ключевые слова: буддизм, буддийская философия, Виджнянавада
Рысаков А. С. Ритуалы танского императорского двора согласно тексту «Да Тан Кай-юань ли» — 130
В статье на основе ранее не исследованного в российском и западном
китаеведении текста «Да Тан Кай-юань ли» (середина VIII в.) представлен обзор системы общегосударственных ритуалов периода династии
Тан (618—907). Автор рассматривает структуру традиционного описания
ритуальных практик, пространственный и временной аспекты их отправления.
Ключевые слова: императорский Китай, период правления династии
Тан, система общегосударственных ритуалов
Шомахмадов С. Х. Изучение «Алмазной сутры» из коллекции ИВР РАН: прошлое, настоящее, будущее — 135
В статье излагается история обнаружения и изучения буддийских
рукописей из Дуньхуана и, в частности, «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры», известной также как «Алмазная сутра», — одного из
наиболее распространённых текстов праджняпарамитского цикла. Автор
дает краткое описание рукописей «Ваджраччхедики» из Дуньхуанского
рукописного фонда Института восточных рукописей РАН.
Ключевые слова: буддизм, буддийские рукописи из Дуньхуана, тексты
праджняпарамиты, «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра»
Буддизм в гражданском обществе
Островская Е. А. Социологическое изучение религиозных неправительственных гражданских организаций РФ и РК: к постановке проблемы — 144
В статье рассматривается проблема влияния процессов идеологического обновления в политической сфере РФ и РК на возникновение и
закрепление в российском и южнокорейском обществах новых организационных форм религиозной жизни. Автор проводит сравнительный
социологический анализ направлений институциональной активности
буддийских организаций РФ и РК в национальном и транснациональном
измерениях.
Ключевые слова: демократические политические системы, Российская
Федерация, республика Корея, религии в гражданском обществе, религиозные неправительственные гражданские организации, буддизм, буддийские гражданские организации
Харькова Е. Ю. Воссоздание сакрального буддийского ландшафта в Бурятии — 160
Статья посвящена воссозданию буддийского сакрального ландшафта
в Бурятии, где с начала XVIII в. получила распространение тибетская
социокультурная форма буддизма. Буддийский сакральный ландшафт
рассматривается как система священных рукотворных и природных
объектов, которые служат материальной опорой для религиозной
практики, сохранения культурно-исторической памяти бурятского
этноса и воспроизведения религиозной идентичности приверженцев
буддизма.
Ключевые слова: буддизм, тибетская социокультурная форма буддизма, буддизм в Бурятии, буддийский сакральный ландшафт
Четырова Л. Б. Буддизм в архитектуре и монументах трех столиц: Элиста, Улан-Удэ, Улан-Батор — 168
Статья посвящена сравнительному анализу использования буддийской
символики в архитектуре и монументальном оформлении столиц
Калмыкии, Бурятии и Монголии в процессе конструирования новых
(несоциалистических) наций, начавшемся в 1990-х гг. В фокусе внимания
автора вопрос — почему в Элисте пространство урбанистической
символизации значительно более насыщено буддийскими символами,
нежели в Улан-Удэ и Улан-Баторе? Рассматривая данную проблему, автор
учитывает типологические особенности истории калмыцкого этноса,
обусловленные 400-летним опытом аккультурации в составе России,
трагическими событиями советского периода — антирелигиозными
репрессиями 1930-х гг., насильственной депортацией в Сибирь и уничтожением национальной автономии в 1943 г., деятельностью первого
президента Республики Калмыкия К. Илюмжинова в конструировании
идентичности калмыков как новой нации.
Ключевые слова: буддизм, буддизм в Калмыкии, Бурятии, Монголии,
буддийские символы в конструировании новых наций
Диалог культур
Биткеев М. П. Размышления о розенберговских компаративных параллелях между учениями Читтаматры и Фихте — 182
Эссе посвящено развитию идеи О. О. Розенберга о типологическом
сходстве буддийского понятия «алая-виджняна» и абсолютного «Я»
в системе Фихте.
Ключевые слова: философская компаративистика, Виджнянавада,
система Фихте, алая-виджняна, абсолютное «Я»
Бурмистров С. Л. Дхарма и science fiction: рецепция буддизма в западной научной фантастике второй половины 1960-х гг. — 185
Статья посвящена анализу заимствований и переработок буддийских
идей в тех произведениях западной научной фантастики второй половины
1960-х гг., переводы которых на русский язык были впервые опубликованы в нашей стране в 1990-х — начале 2000-х гг. На материале романов
Р. Желязны1 «Князь Света» (1967), Ф. Герберта «Дюна» (1965) и
У. ле Гуин «Левая рука тьмы» (1969) автор показывает, что избирательная рецепция буддийских идей, обнаруживаемая в этих бестселлерах научной фантастики, соответствовала проблемам, актуальным для западной
культуры 1960-х гг. и тематически доминировавшим в тот период в развитии межкультурного диалога с Востоком.
Ключевые слова: Восток и Запад, межкультурный диалог, буддизм,
буддийские идеи в западной научной фантастике
Дьякова О. В. Этапы распространение христианства на Дальнем Востоке — 201
Статья посвящена анализу процесса распространения христианства в
Дальневосточном историко-культурном регионе. Базируясь на
письменных и археологических источниках, автор выделяет четыре этапа
в этом процессе, условно обозначаемые как согдийский, уйгурский,
монгольский и русский.
Ключевые слова: христианство, история христианства на Дальнем
Востоке
Колесников A. C., Стрижак Ю. Н. Запад, Россия, Восток в геополитической эссеистике Э. Э. Ухтомского — 206
Статья посвящена аналитическому изложению воззрений Э. Э. Ухтомского (1861—1921) на роль России в предотвращении цивилизационных
конфликтов Востока и Запада. В фокусе внимания авторов — опубликованный в 1900 г. труд Э. Э. Ухтомского «К событиям в Китае. Об
отношениях Запада и России к Востоку», в котором рассматриваются
типологические особенности культурного пространства России как
евразийской державы, исторически призванной стать гарантом мира в
странах Азиатско-Тихоокеанского региона и внести решающий вклад в
развитие взаимообогащающего диалога культур Востока и Запада.
Ключевые слова: межкультурный диалог, Запад—Россия—Восток,
культурное пространство России как Евразии, Э. Э. Ухтомский
Стрелков А. М. Санскритская надпись в храмовом декоре Цугольского дацана — 221
Статья посвящена феномену использования санскритских надписей,
выполненных письмом ланджа1, в декоративном оформлении буддийских
религиозно-культовых сооружений на территории Центральной Азии.
Автор излагает собственные аналитические наблюдения в связи с одной
из таких надписей, инкорпорированной в декор деревянных оконных ставней главного храма Цугольского дацана — забайкальского буддийского
монастыря Даши Чойпэл лин. Показано, что в композиции рельефа,
содержащего надпись «lakṣmī», семиотически синтезирована индийская
и китайская благопожелательная символика, имеющая буддийскую
космологическую коннотацию. Автор отмечает ошибки, обнаруженные
им в надписи, и высказывает предположение о причине подобных огрехов,
нередко наблюдаемых в декоре буддийских сакральных объектов в Центральной Азии.
Ключевые слова: буддизм, буддийская художественная культура
Центральной Азии, декоративные санскритские надписи письмом ланджа,
декоративная санскритская надпись из Цугольского дацана
Из Архива востоковедов ИВР РАН
Березовский М. М. О некоторых вопросах археологической съемки в условиях Китайского Туркестана. Предисловие и публикация М. И. Воробьевой-Десятовской — 232
Публикуемая впервые статья выдающегося исследователя Центральной Азии Михаила Михайловича Березовского (1848—1912) суммирует
практический опыт его археологических изысканий в оазисах Восточного
(Китайского) Туркестана — Турфане и Карашаре, где в 1902—1908 гг.
он изучал реликты буддийской цивилизации I тыс. н.э. Рукопись статьи
(автограф М. М. Березовского) хранится в Архиве востоковедов ИВР
РАН (Ф. 59. Оп. 1, ед. хр. 27. Рукопись, 19 л.). В ней не имеется резюмирующего заключения и отсутствуют какие-либо пометки, указывающие
на дату написания статьи. Допустимо предположить, что работа над
статьей не была завершена. Данная статья вызывает историко-научный
интерес в нескольких аспектах. Во-первых, она дает представление о степени сохранности буддийских археологических объектов Турфана и
Карашара в 1890-х гг. и тех проблемах, которые приходилось решать
М. М. Березовскому ввиду недостаточной географической изученности
обследуемых территорий. Во-вторых, именно в ней М. М. Березовским
были сформулированы технологические принципы адекватной фиксации
археологических объектов, обнаруженных в Восточном Туркестане, и это
составляло приоритет отечественной археологической школы того времени.
И наконец, в-третьих, статья знакомит с деятельностью М. М. Березовского
как археолога и географа.
Ключевые слова: буддизм, археология Центральной Азии, Восточный
Туркестан, Турфан, Карашар, М. М. Березовский как археолог
Буддийское письменное наследие в переводах
«Записи сказанного высокомудрым Рэннё». Перевод с японского, комментарий, предисловие В. Ю. Климова — 244
Рэннё (1415—1499) — личность огромного влияния. Рэннё сделал
из небольшой школы мощную религиозную организацию. До него храм
Хонгандзи был всего лишь одним из направлений школы «Истинной
веры». Рэннё выступал как религиозный лидер, кто хорошо понимал
вызовы своего времени и сформулировал ответ, который многие
восприняли. Его проповедническая деятельность создала крупные
объединения последователей школы «Истинной веры», которые стали
играть огромную роль в народном движении «икко-икки».
«Рэннё сёнин гоитидай кикигаки» представляют собой запись
слышанного (кикигаки) о всей жизни высокомудрого Рэннё. Житие
состоит из рассказов о его жизни и воспоминаний учеников и родственников. Личность Рэннё идеализирована, его образ — это идеализированный портрет харизматического религиозного лидера. Мы можем найти
ценную информацию о самом иерархе, о времени, в котором он жил, и
истории Японии позднего средневековья. Житие — ценный источник
для изучения жизни и взглядов Рэннё, а также истории позднего средневековья. Житие («Кикигаки») состоит из 314 параграфов (в варианте,
изданном храмом Ниси Хонгандзи), 316 параграфов (в варианте,
изданном храмом Хигаси Хонгандзи) или 249 параграфов. Для перевода
жития взят текст «Рэннё сёнин гоитидай кикигаки» (314 параграфов),
опубликованный в авторитетной серии памятников «Мысль Японии»
«Нихон сисо тайкэй», т. 17.
Ключевые слова: «Рэннё сёнин гоитидай кикигаки», религиозное
движение «икко-икки», буддийская школа «дзёдо синсю», Синран,
Рэннё, буддийский храм Хонгандзи
Об авторах — 318
PDF-файлы Полный текст сборника
Ключевые слова санкт-петербургская буддологическая школа
|