Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы / Ред.-сост. Т.В. Ермакова. СПб.: Издательство А. Голода, 2014. 524 с.


Содержание

Введение. Письменные памятники и дискурс о Востоке в зеркале современных российских исследований — 10

Буддологические исследования

Е. П. Островская. С. Ф. Ольденбург — организатор и методолог отечественной буддологической школы — 22
В классическом востоковедении имя акад. С. Ф. Ольденбурга (1863–1934) неразрывно связано с формированием системно-исторического подхода к буддизму. Во второй половине 1890-х гг. С. Ф. Ольденбург выступил инициатором нового для науки того времени направления исследований — изучения процесса продвижения буддизма из Индии в Центральную Азию и на Дальний Восток на материале письменных памятников и культурного наследия. Статья посвящена вкладу ученого в становление отечественной буддологической школы, получившей международное научное признание в первой трети ХХ в.
Ключевые слова: С. Ф. Ольденбург, санкт-петербургская буддологическая школа, буддизм, Институт буддийской культуры АН СССР.

Письма Высокомудрого Рэннё (первая тетрадь, письма первое — седьмое). Перевод с японского языка, комментарий, предисловие В. Ю. Климова — 39
Публикация представляет письма Рэннё (1415–1499) к своим последователям как важный источник истории японского буддизма. Перевод на русский язык предпринят впервые. Обширный комментарий раскрывает реалии религиозной культуры средневековой Японии.
Ключевые слова: письма Рэннё, религиозное движение икко:икки, школа Истинной Веры Чистой Земли, буддийский храм Хонгандзи.

Письма Высокомудрого Рэннё (первая тетрадь, письма восьмое– пятнадцатое). Перевод с японского языка, комментарий В. Ю. Климова — 76
Рэннё написал своим последователям более 200 писем. Его наследники выбрали и опубликовали в пяти тетрадях 80 писем, известных под названием офуми или дзёнай офуми. Публикация представляет комментированный перевод на русский язык восьми писем (с восьмого, датированного, вероятно, октябрем 1473 г., до пятнадцатого, датированного 13 октября 1473 г.). Перевод предпринят впервые. Комментарии раскрывают читателю реалии религиозной жизни Японии XV в.
Ключевые слова: письма Рэннё, религиозное движение икко:икки, буддийская школа «дзё:до синсю:», Синран, Какунё, Дзонкаку, деятельность Рэннё в Ёсидзаки, буддийский храм Хонгандзи, буддийский храм в Ёсидзаки, последователи школы «дзё:до синсю:».

А. В. Зорин. Антишиваитские мотивы в апологетических буддийских гимнах — 104
Статья посвящена четырем апологетическим буддийским гимнам, включенным в состав тибетского буддийского канона. Образ Шивы — один из ключевых в этих текстах, которые через сравнение Будды с индуистскими богами и учителями ортодоксальных даршан, а также джайнизма стремятся доказать превосходство основателя буддизма и его учения. Особенно ярко антишиваитские мотивы выражены в сочинении Удбхатасиддхасвамина «Гимн Всезнающему Махешваре», где различные имена Шивы и мифологические сюжеты, связанные с ним, соотносятся с фигурой Будды, так что именно Будда, а не Шива, предстает подлинным Махешварой (Великим Владыкой). Полный перевод данного гимна представлен в приложении к статье.
Ключевые слова: буддийские гимны, апологетика буддизма, Удбхатасиддхасвамин, Шанкарасвамин, Шри-Харшадева, мифы о Шиве.

П. Д. Ленков. О буддийском влиянии на даосскую мысль в позднесредневековом Китае: концепция «двух видов препятствий» в тексте «Лун мэнь синь фа» — 118
Статья посвящена теме буддийских влияний на даосскую мысль в позднесредневековом Китае. В качестве источника для анализа взят текст «Лун мэнь синь фа» («Закон сердца/сознания [согласно традиции] Лунмэнь»), в котором изложены воззрения Куньян-цзы (Ван Чанъюэ), наставника даосской школы Цюань чжэнь цзяо. В частности, анализируется концепция двух разновидностей препятствий, с которыми сталкиваются те, кто следует духовному пути. Подробно рассматривается терминология, используемая в соответствующем фрагменте текста «Лун мэнь синь фа». Проводится сопоставление концепций двух видов препятствий в данном даосском тексте и в средневековых буддийских трактатах.
Ключевые слова: буддизм, даосизм, Цюань чжэнь цзяо (Учение совершенной истины), «Лун мэнь синь фа».

П. Д. Ленков. Традиционные буддийские и даосские психофизические практики в Китае: перспективы антропологического подхода — 131
Статья посвящена перспективам антропологического подхода к изучению традиционных психофизических практик в Китае. Особое внимание уделяется такому направлению социальной (культурной) антропологии как психологическая антропология, в частности, основополагающим исследованиям Э. Бургиньон. Кратко рассмотрены основные особенности китайских практик, а именно: (1) холистический характер, (2) акцент на динамике, (3) генетическая связь с ритуалом.
Ключевые слова: буддийские психофизические практики, даосские психофизические практики, психологическая антропология, Э. Бургиньон.

С. Ю. Рыженков. Письменные памятники из Дуньхуана: буддийский канон — 138
В статье на основании рукописных каталогов буддийских сочинений из Дуньхуана и китайских исследований представлен очерк истории формирования буддийского канона в Дуньхуане. До изобретения книгопечатания и унификации китайского канона по единому образцу в различных областях Китая он существовал в различных вариантах. Составители канона руководствовались каталогами буддийских сочинений, в которых выделялся специальный «канонический раздел» («жу цзан»). В Дуньхуане сбор канона производился соответственно «Каталогу сутр Великой Тан», а в более позднее время был унифицирован по образцу «Каталога годов Кай-юань».
Ключевые слова: китайский буддизм, Трипитака, Дуньхуан.

Е. А. Кий. Основные источники для изучения редкой иконографической формы Манджушри — 144
Статья посвящена редкой иконографической форме бодхисаттвы Манджушри, в которой он представлен с тысячей рук, держащих тысячу чаш для подаяния (патра). В форме предварительного обобщения соответствующих материалов перечисляются живописные и скульптурные изображения этой формы Манджушри, а также приводятся некоторые сведения об одном китайском эзотерическом тексте — возможном источнике иконографических признаков подобных изображений.
Ключевые слова: Манджушри с тысячей рук, эзотерический буддизм, Дуньхуан, Утайшань.

И. С. Гуревич. Роль письменных буддийских источников для исследований в области исторической грамматики — 155
Исследование исторической грамматики китайского языка любого периода начинается с выбора оптимального круга материала-источника. Применительно к периодам Лючао и Тан наиболее репрезентативными текстами-источниками оказались произведения буддийской литературы: ранние переводы на китайский язык буддийских сутр для эпохи Лючао и соответственно танские буддийские юйлу школы чань для эпохи Тан. В статье рассматриваются основные параметры грамматики упомянутых периодов и приводятся доказательства того, что буддийские тексты отразили разговорный язык соответствующей эпохи в значительно большей степени, чем оригинальные китайские произведения того же времени.
Ключевые слова: историческая грамматика, ранние переводы буддийских сутр, юйлу школы чань (dhyana), буддийские/небуддийские бяньвэнь, репрезентативные источники, период Лючао, эпоха Тан.

Е. Ю. Харькова. Монастыри как часть буддийского сакрального ландшафта — 168
В статье, продолжающей тему буддийского сакрального ландшафта, особое внимание уделено монастырям — его важнейшим рукотворным объектам, организующим религиозную, экономическую и культурную жизнь целых регионов на канонических буддийских территориях. Здесь обозначена проблема методов трансформации профанного пространства в сакральное и в этой связи рассматривается изоморфизм архитектурно-планировочного решения монастыря пространственной организации мандалы будды, а также важнейшие ритуалы, предусмотренные в тибетском буддизме для «устранения препятствий» и «очищения пространства» при выборе места строительства и, в дальнейшем, при закладке монастыря. В частности, в статье приводятся примеры ритуалов, сопровождавших основание монастыря Лавран Ташикьил в Восточном Тибете, согласно намтару Первого Чжамьяна Шейпы, написанному Кончог Чжигмэ Ванпо. В заключительной части статьи автор отмечает, что традиция проведения ритуалов, связанных с поисками, изучением свойств, приобретением и «подчинением» земли для строительства монастырей восходит к их описаниям в литературе сутр и тантр.
Ключевые слова: буддизм, сакральный ландшафт, буддийские монастыри, мандала, ритуал.

Е. Ю. Харькова. Сакральный ландшафт в буддийской агиографии и «повествованиях о святых местах» — 174
Статья продолжает тему буддийского сакрального ландшафта в Тибете, Монголии и буддийских регионах России. Здесь рассматривается роль описаний ландшафта в исторической и агиографической литературе, анализируются примеры из биографий тибетских и бурятских религиозных деятелей. Автор отмечает, что в буддийской литературе топонимы не просто идентифицируют географические объекты, а содержат важную культурно-историческую информацию, позволяющую воспринимать текст во всей его многомерности. Обязательное присутствие описаний местности в тибетской и монгольской агиографической литературе и существование такого жанра, как gnas bshad «повествования о святых местах», свидетельствует о том, что ландшафт, понимаемый как сакральное пространство, стал особым предметом исследования буддийских историков и биографов.
Ключевые слова: Буддизм, сакральный ландшафт, агиография, топонимика, описания местности, gnas bshad.

Традиционные идеологии Востока

С. Л. Бурмистров. Структура аргументации в первой части Upadeśa-sāhasrī Шанкары — 182
Статья отражает результаты исследования структуры аргументации как аспекта изложения доктрины. Автор показал, что в трактате Шанкары Upadeśa-sāhasrī («Тысяча наставлений») излагаются принятые в школе адвайта-веданты методы преподавания ее доктрины ученикам: предполагается, что ученик уже знает основные положения священных текстов и принимает их; задача учителя — рассеять сомнения ученика в истинах, провозглашенных в упанишадах, и показать, каким образом их можно примирить с повседневным опытом. Структура трактата поэтому диалогична, а базисом аргументации служит тезис о Брахмане как единственной реальности.
Ключевые слова: Шанкара, Брахман, адвайта-веданта, педагогика в древней Индии.

С. Л. Бурмистров. Религиозное сознание и понятие границы в философии Рамануджи и Мадхвы — 194
Понимание религиозного сознания в религиозно-философских системах Рамануджи (XI в.) и Мадхвы (XIII в.) рассматривается в статье с точки зрения понятия границы: анализируются ключевые различия, разделяющие единую (с позиции адвайта-веданта) реальность на разные онтологические регионы, и выявляются религиозно-ритуалистические корни этих различий, связанные спредставлением о сакральном мировом порядке.
Ключевые слова: Рамануджа, Мадхва, вишиштадвайта, двайта, дхарма.

Е. В. Столярова. Титулы эпического Вишну (анализ имен и практики их рецитации) — 211
В статье рассматриваются индуистские гимны «нама-стотра», их функции и значение в культовой практике. Анализируются основные имена бога Вишну, выражающие различные аспекты божественной сущности.
Ключевые слова: индуизм, индуистские гимны, культ Вишну.

Трактат «Шаттримшаттаттва-сандоха» Амритананды с «Вивараной» Раджанакананды. Перевод с санскрита, исследование, комментарии В. П. Иванова — 219
Публикация посвящена схеме осмысления бытия в традиции индуистских монистических шиваитских тантрических учений, представленной в форме тридцати шести онто-гносеологических взаимообусловленных принципов (таттва). Представлен первый перевод на русский язык санскритского текста, известного под названием «Шаттримшаттаттва-сандоха» вместе с комментариями «Виварана» автора Раджанакананды. Этот трактат идентифицируется как часть первой главы (I.28–48) трактата «Саубхагьясудходая» автора XII– XIII вв. н.э. Амритананды. Осуществлен сопоставительный анализ версий текста в указанных двух источниках.
Ключевые слова: Индия, индуизм, таттва, парадвайта, кашмирский шиваизм, Амритананда, «Шаттримшаттаттва-сандоха».

С. Х. Шомахмадов. Эпитет аджита («Непобедимый») в индийской религиозной традиции — 240
В статье представлен анализ эпитета аджита («непобедимый») в индийских текстах, принадлежащих различным религиозным традициям: ведийской религии, джайнизму, буддизму, индуизму, для чего привлекается широкий круг источников. Автор делает вывод о постепенной эволюции эпитета от характеристики воинской доблести ариев до понятия, маркирующего собой непоколебимость религиозной аскезы.
Ключевые слова: буддийские сутры, протомахаяна, Сериндийский фонд ИВР РАН, санскритская терминология, эпитеты Будды, Ригведа, джайнизм, Аджитанатха.

М. Ю. Ульянов. Структура «комментирующего комплекса» Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к Чуньцю»): соотношение «исторического» и «каноноведческого» — 248
Статья посвящена исследованию структуры текста Цзочжуань. Выявление восьми элементов структуры «комментирующего комплекса» («структурножанровых групп», СЖГ) позволило провести сопоставительный анализ их встречаемости в первых пяти (из 12) главах памятника. Было установлено, что ряд СЖГ и их устойчивых сочетаний относится к историописанию, а ряд к каноноведению. При этом отмечено устойчивое преобладание элементов, относящихся к историописанию, над элементами, относящимися к каноноведению.
Это позволило поставить вопрос о связи текста памятника с традицией историописания периода Чжаньго (453–221 гг. до н.э.) и показать, что дальнейший анализ Цзочжуань (вместе с анализом других письменных источников) позволит получить новые данные о ходе процесса историописания — увидеть, как осуществляется переход от первичной фиксации событий одного правления (первый этап историописания: ведение «анналов»), к осмыслению опыта предшествующих правлений (составление «хроник») и, в конце концов, к решению задачи сохранения исторической памяти в целом (собирание «летописных материалов»).
Ключевые слова: источниковедение, текстология, структура текста, древность, Древний Китай, исторические источники, историописание, каноноведение, Чуньцю Цзочжуань.

Г. С. Попова. Шуцзин («Канон [исторических] документов») в I тыс. до н.э.: запись, передача и канонизации — 271
Статья посвящена истории создания и существования на протяжении I тыс. до н.э. одного из важнейших конфуцианских канонических памятников— Шуцзину («Канон [исторических] документов»), входящему в «Пятикнижие» (Уцзин). Модели смены власти и управления государством, заложенные в Шуцзине, как показано автором на протяжении веков оказывали весьма сильное влияние на политическую культуру Китая. В течение длительного времени данный памятник был одним из элементов базовой системы классического конфуцианского образования. Выявлены аспекты содержания памятника, делающие его ценным историческим источником по периоду Западное Чжоу (1027–771 гг. до н.э.) и началу периода Чуньцю (770–454 гг. до н.э.).
Ключевые слова: Шуцзин, Шаншу, «Пятикнижие» (Уцзин), каноноведение.

М. С. Целуйко. «Пояснительные сочинения» как жанр памятников общественной мысли периода Чжаньго (453—221 гг. до н.э.): о сопоставлении формы текстов эпиграфического сочинения Хэ Лу и фрагмента традиционного памятника антологического характера Го юй («Речи царств») — 287
Основная проблема, которая решается в данной статье — это сравнение традиционного письменного текста, главы из памятника «Го Юй», с эпиграфическим текстом «Хэ Лу», найденным археологами в захоронении в Чжанцзяшань. Сравнение основано на структурном и формальном принципах. Результат сравнения состоит в том, что оба текста принадлежат к одному и тому же жанру, что означает, что в период Чжаньго существовали многочисленные тексты различных жанров. Некоторые из этих текстов позже вошли в состав Го Юй. Более широким методическим выводом является то, что многие традиционные письменные тексты, возможно, состоят из фрагментов разных текстов различных жанров. Выводы и методики автора позволяют установить связь более поздних эпиграфических текстов с традиционными письменными памятниками.
Ключевые слова: эпиграфика, источники, тексты, история, Го Юй, Хэ Лу, древний Китай.

А. С. Рысаков. Ритуал совершеннолетия согласно каноническому тексту И ли «Церемонии и ритуалы» — 297
В статье на материале канонического текста «Церемонии и ритуалы» ( И ли) и средневековой комментаторской традиции рассматривается ритуал совершеннолетия представителя служилого сословия. Реконструируется последовательность совершения церемоний, выявляется символический смысл обрядовых действий. Также дается очерк исторического бытования ритуала гуань от древности до настоящего времени.
Ключевые слова: конфуцианский канон, ритуал совершеннолетия, ритуальные практики древнего и средневекового Китая.

Е. А. Островская, А. Ф. Горбачева. Ислам как традиционная религиозная идеология — 313
Статья посвящена социологическому анализу ислама с использованием теории институционализации традиционных религиозных идеологий. Применение указанной теории предполагает рассмотрение ключевых компонентов исламской картины мира — категории «деятельность» и системы ее ценностно-нормативного регулирования. В фокусе внимания – знакомство с исламом как традиционной религиозной идеологией, располагающей собственной универсальной моделью общества. Социологическая реконструкция исламской модели общества нацелена на выявление базовых институциональных оснований социокультурного самовоспроизведения ислама, способа легитимации политической власти и социально-экономической стратификации.
Ключевые слова: ислам, модель общества, социологический анализ, исламские институты.

Дискурс о Востоке и востоковедах: персоналии, подходы, проблематика

Д. В. Возчиков. Религии Индии и Юго-Восточной Азии в отчете венецианского путешественника Никколо Конти — 336
В статье рассматриваются образы религиозной жизни обширного региона Южной и Юго-Восточной Азии, отразившиеся в отчете Никколо Конти (ок. 1395–1469), венецианского купца, посетившего Индию, Индокитай и Нусантару в 1420–1430-е гг. Его рассказ о путешествии был записан папским секретарем и флорентийским гуманистом Поджо Браччолини. Гуманист сопоставлял данные Конти с описанием Индии у Плиния. Конти описал индийских и цейлонских брахманов, которых считал благородными философами, индуистские храмы, празднества и жертвоприношения, несторианскую общину в Индии, обычай охоты за головами у батаков, но не упомянул распространение ислама в регионе.
Ключевые слова: Никколо Конти, Поджо Браччолини, Венецианская республика, история Индии, брахманы, индуизм, Ренессанс, гуманизм, ориентализм, история Шри-Ланки, история Индонезии, история Таиланда.

Д. В. Возчиков. Философы или жрецы? Брахманы в описании венецианского путешественника Никколо Конти — 347
Статья освещает источники, отразившие сведения об Индии, полученные венецианским купцом Никколо Конти (ок. 1395–1465 гг.) посетившем Индию и страны Юго-Восточной Азии в 1420–30-е гг. В 1444 г. Конти доложил о своих странствиях папскому секретарю Поджо Браччолини. Он включил рассказ о путешествиях Конти в трактат «О превратностях судьбы». Установлено, что Конти определяет брахманов как философов («genus philosophorum») и чародеев и не упоминает за ними каких-либо жреческих функций. Венецианский путешественник приписывает роль жрецов другой группе — т.н. «бахали». В записи Поджо Браччолини они названы «genus sacerdotum». Приведены аргументы, характеризующие сообщение Конти как веху не только в приращении географических знаний европейцев, но и в развитии ориенталистского дискурса.
Ключевые слова: Никколо Конти, Поджо Браччолини, Венецианская республика, история Индии, брахманы, Ренессанс, гуманизм, ориентализм, история Шри-Ланки.

Л. Б. Четырова. Имение князей Тюменей в межкультурном ландшафте (по материалам письменных источников) — 353
В статье рассматривается вопрос об интеграции калмыцкой элиты в русскую культуру на примере княжеской семьи Тюменей, описывается история этой семьи, причины, побудившие их перейти к оседлому образу жизни. Основываясь на материалах архивных документов и других письменных источниках, автор анализирует культурную и хозяйственную деятельность князей.
Ключевые слов: калмыки, джунгары, князья Тюмени.

С. Д. Серебряный. О. О. Розенберг и судьбы российских японистов его поколения — 365
Статья содержит краткие «сравнительные жизнеописания» О. О. Розенберга и нескольких других отечественных японистов прошлого столетия. О. О. Розенберг (1888–1919) был одним из плеяды блестящих российских японистов, появившейся во втором десятилетии XX в. Он был старшим в этой плеяде, и умер первым. Судьбы его коллег и друзей сложились по-разному.
Вторым по старшинству был Сергей Григорьевич Елисеев (1889–1975), первый европеец — выпускник Токийского университета. В 1920 г. он с семьей бежал из России, жил во Франции, затем в США. Его называют основателем современной западной японистики.
Биографии Н. И. Конрада (1891–1970), Е. Д. Поливанова (1891–1938) и Н. А. Невского (1892–1937) более или менее известны, хотя еще и не описаны должным образом.
Ровесник Невского Орест Викторович Плетнер (1892–1970) с 1917 г. работал в Японии. В начале 1930-х гг. тоже думал вернуться в Россию, но передумал и прожил в Японии долгую, плодотворную и, очевидно, достаточно благополучную жизнь университетского профессора. Он умер в один год с Конрадом и похоронен в городе Кобе, рядом со своей женой-японкой. Владимир Михайлович Константинов (1903–1967), ученик Конрада, провел в заключении «стандартные» восемнадцать лет (1937–1956), но в последние десять лет жизни все же успел проявить себя в науке.
По сравнению с этими биографиями ранняя смерть О. О. Розенберга, может быть, не самая худшая доля.
Ключевые слова: российская японистика, русская эмиграция, О. О. Розенберг, С. Г. Елисеев, Н. И. Конрад, Е. Д. Поливанов, Н. А. Невский, О. В. Плетнер, В. М. Константинов.

А. С. Колесников, Ю. Н. Стрижак. Проблемы власти и политики в воззрениях кн. Э. Э. Ухтомского — 377
Статья посвящена политическим воззрениям Э. Э. Ухтомского и их отражению в его публицистике. В источниковую базу исследования включены библиографические раритеты — газетные публикации 1900-х гг. В целом взгляды Ухтомского характеризуются авторами как протоевразийские, что демонстрируется его позицией в выстраивании дальневосточного вектора российской политики на рубеже XIX–XX вв.
Ключевые слова: Э. Э. Ухтомский, Восток-Запад, Россия и Восток, российская дипломатия на Дальнем Востоке XIX в.

П. И. Рысакова. Глобальное и локальное в восточно-азиатской социологии образования — 395
Статья посвящена анализу современного состояния социологического изучения образования в странах АТР — Китае, Японии и Тайване. Рассматривается краткая история развития социологии образования в этих странах, выделены доминирующие теоретико-методологические подходы и основные направления эмпирических исследований образования.
Ключевые слова: социология образования, региональные традиции социологического изучения образования, локализация социологической теории.

Е. А. Островская. Россия и Китай в Центральной Азии: в поисках консенсуса — 410
Статья посвящена анализу констелляции проблем, возникших на постсоветском политическом и экономическом пространстве в связи с глобальными геополитическими трансформациями мира. Сотрудничество России и Китая, сложившееся в последние десятилетия по целому ряду направлений их региональной активности в Центральной Азии, может быть поставлено под вопрос в свете стремительно возрастающей международной конфронтации Ирана, попыток ЕС диверсифицировать свои доступы к энергоресурсам и неуклонно наращиваемого военного присутствия США на территориях новых государств Центральной Азии.
Ключевые слова: Центральная Азия, геополитика, новые государства постсоветского пространства.

История востоковедения

С. Л. Бурмистров. Востоковедное наследие Генри Томаса Колбрука — 416
Генри Томас Колбрук (1765–1837) был одним из первых европейских востоковедов, и с его именем связано становление современной научной индологии. Его перу принадлежат первые описания индийских философских систем, религиозных практик, правовой культуры, очерки естественных наук в древней и средневековой Индии. Индийскую культуру он анализировал в сопоставлении с европейской, что делает его одним из пионеров философской компаративистики.
Ключевые слова: философская компаративистика, история востоковедения, история философии, история математики, индийское право, Г.Т. Колбрук.

В. П. и А. П. Шнейдер. Воспоминания о Минаеве Иване Павловиче. Предисловие, примечания, подготовка к публикации Т. В. Ермаковой — 431
Публикуемые воспоминания племянниц И. П. Минаева — Александры Петровны Шнейдер (1863–1942) и Варвары Петровны Шнейдер (1860–1941) проливают свет на факты биографии основоположника петербургской буддологии и, что немаловажно, позволяют объемно представить превосходные качества личности ученого, круг его научного общения. Воспоминания открывают также малоизвестные страницы биографии И. П. Минаева, связанные с московскими литературно-общественными кругами второй половины XIX в.
Ключевые слова: А. П. Шнейдер, В. П. Шнейдер, И. П. Минаев, Архив востоковедов ИВР РАН.

А. В. Зорин. М. И. Тубянский и Тибетский фонд Азиатского музея — Института востоковедения АН СССР — 450
В статье рассмотрены два эпизода истории Тибетского фонда Азиатского музея — Института восточных рукописей РАН, в которых фигурирует имя М. И. Тубянского. Хотя исходная гипотеза о возможном вкладе М. И. Тубянского в пополнение коллекции фонда не оправдалась, данные эпизоды, зафиксированные в архивных документах ИВР РАН, позволяют включить его имя в историю развития фонда.
Ключевые слова: М. И. Тубянский, история отечественного востоковедения, Азиатский музей, Институт буддийской культуры АН СССР, Институт востоковедения АН СССР, Тибетский фонд Института восточных рукописей РАН, Ученый комитет Монголии.

Архивные материалы к биографии и деятельности М.И. Тубянского Предисловие, примечания, подготовка к публикации М. Н. Кожевниковой — 457
Публикуемые архивные материалы из Архива востоковедов ИВР РАН и Санкт-Петербургского филиала Архива РАН (письма М. И. Тубянского к Р. И. Шейнман, акад. Ф. И. Щербатскому, акад. С. Ф. Ольденбургу) охватывают три периода его биографии: учеба в университете; переводческая, преподавательская, исследовательская деятельность в Петрограде-Ленинграде; деятельность в Монголии до 1936 г. и последний год жизни в Ленинграде. Данная подборка писем позволяет более объемно представить личность ученого и круг его научных интересов.
Ключевые слова: История востоковедения, Архив востоковедов ИВР РАН, М. И. Тубянский, Ф. И. Щербатской, С. Ф. Ольденбург.

М. И. Воробьева-Десятовская. Языки и типы письма как аспект изучения буддийской коллекции индийского фонда ИВР РАН — 491
Статья посвящена аналитическому описанию языков, типов письма и способов оформления буддийских рукописей, сложившихся в рамках истории индийской рукописной культуры. На материале буддийской части индийского фонда ИВР РАН продемонстрирована органическая связь буддийского письменного наследия с предшествующими этапами развития искусства индийской рукописной книги в аспекте материала (пальмовый лист) и оформления. Установлена историкокультурная новация, привнесенная буддизмом: появление новых видов письма, приспособленных для записи текстов буддийского канонического корпуса.
Ключевые слова: индийский фонд ИВР РАН, буддийские рукописи, языки буддийского канона, индийские виды письма.

Е. П. Островская. Буддийское рукописное историко-документальное наследие северной и северо-западной Индии в составе индийского фонда ИВР РАН — 509
Статья посвящена истории коллекционирования и составу буддийских рукописей, хранящихся в индийском фонде ИВР РАН. Особое внимание уделено письменным памятникам буддизма на санскрите в составе этой коллекции. Установлено историко-культурное и источниковедческое значение буддийской части индийского фонда ИВР РАН на основе исследования структуры письменного наследия северного буддизма древней и раннесредневековой Индии. Рукописи охарактеризованы в аспекте их содержания и места в составе буддийского канонического корпуса и постканонической литературы.
Ключевые слова: буддизм, буддийские рукописи, Индия, индийский фонд ИВР РАН.

Об авторах — 522

PDF-файлы

Полный текст сборника

Ключевые слова


Розенберг, Оттон Оттонович

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_minorsky_co_1998.jpg
Случайная новость: Объявления
25–26 ноября 2024 г. в ИВР РАН пройдут ХVIII Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type