Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Пчелина М. Л. Разумовский Константин Иванович (1905–1942) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985 г. Часть II. Материалы по истории отечественного востоковедения. I. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. С. 49—50.


К.И.Разумовский родился в 1905 г. в Ленинграде в семье армейского офицера, погибшего в империалистическую войну 1914 г.

В 1931 г. он окончил лингвистическое отделение китайского разряда Лен. историко-лингвистического ин-та (ЛИЛИ). Затем работал редактором в Дальневосточном издательстве во Владивостоке и Хабаровске, преподавал китайский язык в Военном Училище связи им. Ленсовета в Ленинграде. Одновременно он поступил в аспирантуру при Эрмитаже, которую окончил в 1938 г. В 1933 г. он поступил на работу в ИВ АН СССР старшим научным сотрудником Китайского кабинета. В эти же годы он вел курс истории китайского искусства в ЛГУ и на искусствоведческом факультете Академии Художеств, а также теоретический курс китайского языка в Ленинградском Восточном институте.

К.И Разумовский был единственным, если не сказать, уникальным специалистом молодой, еще только начинавшейся отрасли китаеведения России и СССР — истории китайского искусства. Великолеп ное знание китайского языка позволяло ему проникать в глубины теории и специальной терминологии старого Китая. Среди его немногочисленных работ общего характера особо выделяется «Феодальная теория портрета», которую он защитил в качестве кандидатской диссертации в 1938 г. на основании точного и блестящего по форме перевода средневековых китайских теоретических трактатов о портрете. К.И.Разумовский проделал большую исследовательскую работу по раскрытию их содержания. Он дал обширный комментарий по технике живописи; разъяснил их философское значение; объяснил связь китайского портретного искусства с физиомантией — классовом учении о магической связи форм лица с нравственными качествами и судьбой человека» и, наконец, последнее — выявил связь портрета с культом предков. Сама по себе такая постановка вопроса, т.е. трактовка портрета со стороны техники и особенно с философской точки зрения является новым, непревзойденным и в настоящее время словом в советской науке.

Эта работа в свое время получила ряд блестящих отзывов, в частности акад. В.М.Алексеев писал: «Тов. Разумовский выбрал ее (тему о портрете М—Р)..., очень продуманно и удачно, ибо как раз в этой именно области китайская живопись являет нам наиболее остро всю свою специфичность, весь свой китаизм, осознать который, а, тем более показать его — заслуга крупная, заслуга серьезная и далее, но и не для китаистов, а теоретиков искусства, эта работа тов. Разумовского дает возможность включить в свой диапазон нечто абсолютно новое» (акад. В.М.Алексеев, ЛО АН СССР, ф. 820, оп. I, № 563).

К.И.Разумовский погиб на фронте в 1942 г.

К содержанию выпуска...

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_baevsky_1974(2).jpg
b_diakonoff_co_1951.jpg
b_elanskaya_1994.jpg
p_mo_vol4_no1_1998.jpg
Случайная новость: Объявления
13–14 ноября 2024 г. в ИВР РАН состоятся XIII петербургские тибетологические чтения, посвящённые 300-летию Российской академии наук.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type