|
|
|
|
Программа лекции В.М.Алексеева «О китайских храмах и народных поверьях», иллюстрируемой диапозитивами. Минск, 1911, [4] с.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
О КИТАЙСКИХ ХРАМАХ
1. 0БЩИЕ ЗАМЧАНИЯ, касающиеся религии Китая, ее культов и храмов. Отличие китайского храма от европейского во внешнем виде, внутреннем и идейное. Наименование китайских храмов. Местоположение их. Панорама монастырей Биюнь сы и Тханьджо сы. План храма Конфуция, гравированный на камне в уездном городе Цюйфу, родине философа. План храма Священной Западной Горы (Хуаюе), также гравированный на камни.
2. Bнешний вид храмовых строений.
а) Самые строения: храм предков государей настоящей манчжурской династии – (Тхай Мяо). Школа-храм, где государю полагается истолковывать классическое учение (Биюн-Гун). Буддийский храм из одной монастырской группы. Мечеть в Пекине. – Мелкие пристройки и ниши-часовни. – Строения светского типа при храме. Стиль беседки (тхиндза). Наиболее изящные экземпляры (Ханджоу). Беседки с каменописными памятниками. Сцена при храме. Подробности ее назначения, конструкции и орнамента. Орнаментация храмовых зданий. Сквозной орнамент стены и балочная роспись.
б) Отдельные части. – Арки (пхайлоу), их назначение в храме и на улице. Пхайлоу деревянные: в
храме «Великой Сострадательницы», пред входом в
храм Священной Западной Горы, на улице в Пекине,
в монастыре «Белых облаков» под Пекином. Пхай
лоу каменные перед тринадцатью могилами государей
династии Мин, на могиле одной принцессы, майоликовая в монастыре «Будды, лежащего в нирване» (Уофо сы) – Ступы (пагоды, субурганы, кит. тха), их происхождение, история и теория структуры. Современное назначение их в связи с геомантическими требованиями суеверия.
3. Область буддийского влияния. Важность ступ для истории китайского искусства. Пагоды ординарные: в Пекине и окрестных монастырях, в г. Суджоу, две пагоды в геомантической дефигурации. Группы пагод в Пекине и окрестностях. Подражание стилю пагод. Двор храма. Стиль каменописных памятников. Курильницы – Входные части. Общие замечания о их построении. Экран. Гипотезы о его происхождении и назначении. Входы в монастырь «Белых облаков», во дворце и др.
3. Внутренний вид строений китайского храма.
Общая обстановка. Галерея с разными украшениями перед алтарной нишей одного богатого шанхайского храма. Алтарная ниша. Стол с жертвенными сосудами и подробности его разного орнамента. Хоругви бога Гуань Ди. Подсвечники в скульптурной группе. Картинная галерея храма в монастыре Тханджо сы. Приношения верующих символические и украшающие.
2) Статуарий – Передние приделы буддийских храмов. Охранители входов Хэнха. Махараджи, защитники буддийской веры. Рыцарь Вейдо. Блаженный Майтрея – хэшан. – Фигуры божеств в центральных зданиях. Будда в нирване (монастырь Уофосы), Гуань Ин и ее алтарь. Смешение культов. Популярные божества и их отношение к храму. Подательница и целительница детей Нян-Нян. Ее слуги и свита. – Обожествленные фигуры. Патриарх китайского буддизма Бодидхарма с учениками. Конфуций в Цюйфу'ском храме. Его духовное седалище в Пекине. – Скульптурные группы. Эмпиреи девяти небес, населенные грозными силами (Дзютянь гун). Храм с боковыми приделами, иллюстрирующими картину страшного суда (18 адов). Обитель бессмертных по религиозным эпопеям. Заключительные соображения.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Народные картинки, иллюстрирующие китайские поверья.
а) ОБЩАЯ ЧАСТЬ. О китайских народных картинах, их назначении, содержании и роли в жизни простолюдина. Сравнение с русскими лубочными картинками. Китайские писанные иконы, их стиль и содержание.
б) Иконы и картинки, посвященные богу и гениям
денежного обилия. Символы богатства на таких картинках и формулы благожелания. Культ бога (Цай шеня) на Новый Год. Исполнение молитвы верующего, как оно рисуется его фантазии. Исторические мотивы, прослеживаемые в таких изображениях. Апогей человеческого благополучия, зримый и незримый. Резюме.
в) Изображения заклинательные. Графические символы заклинания от бесов, напастей и болезней. Их приемы и анализ конструкции. Монетовидные амулеты. Начальник бесов Джун Куй (пхар): стилизация его телодвижений и комбинация с благожеланием. Некоторые другие фигуры заклинателей на картинах и амулетах.
Молитва к одному из них. – Сокол, когтящий наваждения. Немые символы заклинания от болезней при наступлении жаров.
Во время лекции будет сделан перерыв.
PDF-файлы Полный текст программы лекции
Ключевые слова иконы культ лубок китайский статуи ступа храм буддийский храм китайский храм Конфуция
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (10.11.2023 г.). |
Подробнее...
|
|
|
|
|