|
|
|
|
Mongolica. Том XXVII, 2024, № 2. Материалы Первой международной научно-практической конференции молодых ученых «Современное буддийское образование, историко-культурологические и философские исследования» / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб., 2024. 92 с. ISSN 2311-5939.
СОДЕРЖАНИЕ
Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Современное буддийское образование, историко-культурологические и философские исследования» (22–24 ноября 2023 г. Санкт-Петербург) (От Редколлегии) — 5
Д. Н. Азизов. Анализ и реконструкция настенной росписи в буддийском храме городища Зар-тепе — 20
Согласно археологическим находкам, жизнь в Зар-тепе процветала в IV–II вв. до н. э. и в V–VII вв. Жители городища Зар-тепе в основном были буддистами. В ходе раскопок в Зар-тепе были обнаружены буддийские храмы, голова и другие части золотой статуи Будды. В 1977 г. в буддийском храме археологом Ш. Пидаевым была найдена роспись на стене и потолке. Она уникальна своей свободной интерпретацией и свидетельствует о том, что в Кушанском царстве для древних художников были созданы хорошие возможности для творчества.
Ключевые слова: Узбекистан, Бактрия, Кушан, Зар-тепе, Будда, фреска, роспись, Гаруда, Вишна, реконструкция, размер, художник, реставрация, археология
Ю. И. Елихина. Тибетское буддийское искусство XI — начала XX вв.: Учебное пособие для вузов (проект) — 24
В статье рассматривается проект учебника, посвященного тибетскому буддийскому искусству. Несмотря на то, что буддийские собрания представлены в разных музеях, до сих пор в России нет ни одного серьезного исследования, посвященного буддийскому искусству Тибета и всем его составляющим. Тибетское искусство основано на соблюдении канона и иконографии, произведения выполнены в сложной технике литья, живопись создается на холсте. Учебное пособие будет предназначено для студентов вузов.
Ключевые слова: тибетское буддийское искусство, каноны, иконография, композиция
Ц. Д. Замбалов (Йонден Соднам). Сводный комментарий
к Украшению постижений Праджняпарамиты. Всеведение — 27
Настоящая статья представляет собой авторскую презентацию издательского проекта первой главы многотомного труда «Сводный комментарий к Украшению постижений Праджняпарамиты», содержащего в общей сложности 8 глав. Исследование включает двуязычные тексты (тиб; русск.), тибетские тексты и цитаты приводятся в оригинале на тибетском языке с переводом. До настоящего времени эти тексты на русский язык не переводись. Книга в размере начальной главы, а также в полном многотомном объеме, предназначена для использования, как базовое учебное и научное издание для религиозных и светских, буддийских и буддологических, образовательных организаций высшего и дополнительного образования. Ключевые слова: Будда, Шакьямуни, Майтрейя, Праджняпарамита, Мадхьямика, Дже Цонкапа, школа Ге-луг-па, Жамьян Щедпа, Арья Асанга
Ю. Н. Куликова, М. А. Шикунова. Музей-институт семьи Рерихов и Дацан Гунзэчойнэй: из опыта сотрудничества — 34
Буддизм играл большую роль в мировоззрении семьи Рерихов, почти каждый ее член обращался к этой теме, в итоге семья внесла огромный вклад в распространение и изучение буддизма. В статье идет речь об опыте сотрудничества Музея-института семьи Рерихов и Дацана Гунзэчойнэй. Совместная работа проходит в разных формах: создание выставок, участие в международных конференциях. С 2018 г. по настоящее время на площадке Музея-института настоятель Буддийского храма в Санкт-Петербурге Буда Бальжиевич Бадмаев читает публичные лекции. Музей-институт, взаимодействуя с Дацаном, расширяет аудиторию слушателей посредством интернет-трансляций лекций и визуальных карточек-афиш.
Ключевые слова: Н. К. Рерих, Музей-институт семьи Рерихов, Дацан Гунзэчойнэй, Б. Б. Бадмаев, лекции
Р. Ф. Набиев, Г. Г. Тазеев, И. А. Сабиров. К вопросу исследования этнонимов: эвен-юйвэн-имэн-мани — 44
В представленной статье авторами предлагается версия о том, что ряд схожих этнонимов, принадлежавших преимущественно маньчжуроязычным народам (этнонимы: even-yuyven-imen-mani), имеют общее происхождение между собой и с обозначением монгольской династии средневекового Китая — юань/юйвэнь (yuan/yuwen). Это предположение опирается на ряд свидетельств о близости этнокультур монголов и маньчжур. Сходство этих этнонимов и политонимов может быть обусловлено былым единством протомонголов и тунгусо-маньчжуров с единым обозначением этой общности. Это согласуется с версией об окончательном выделении монголов из состава тунгусо-маньчжурской общности во время становления монгольской империи. Принятие монгольской династией в качестве официального обозначения термина юйвэнь, на наш взгляд, было призвано создать сплоченную элитарную общность новой империи на основе глубинных культурных, династийных связей и общего происхождения из состава сообщества even-yuyven-imen-mani. Подобный подход позволил монголам создать достаточно широкую базу из бывших «варваров» для организации устойчивого контроля над завоёванным Китаем. Важно отметить, что маньчжуры признали эту близость культур. В статье комплексно использованы материалы и методы источниковедения, востоковедения, этнографии и лингвистической компаративистики.
Ключевые слова: тунгусы; маньчжуры; эвен; юйвэн; имэн; мани; общность; Северная Евразия
Т. И. Норина. Творчество калмыцкого художника Гарри Олеговича Рокчинского через призму нейросети Kandinsky 2.2 — 50
Калмыцкий фольклор по жанровому составу разнообразен и самобытен. Историю калмыцкого народа трудно представить без эпоса, сказок, легенд, песен, поэзии, картин и литературных памятников. Произведения калмыцкого художника Гарри Олеговича Рокчинского — это огромная часть современной культуры Калмыкии. Его работы отмечены стремлением найти и образно воплотить этническую идентичность, донести и выделить идею кочевничества и плавно проявить в своих произведениях картину мира номадов. В статье анализируется творчество калмыцкого художника Гарри Олеговича Рокчинского, народного художника РСФСР, через призму цифровых технологий. Объектом исследования служат 5 работ художника, к словесному описанию которых была впервые применена нейросеть Kandinsky 2.2. Произведен сравнительный анализ реальных и цифровых работ. Ключевые слова: Современное искусство, национальные традиции, Калмыкия, Гарри Рокчинский, нейросеть
Б. Л. Тушинов. Чахар-геше Лосанг Цултим (1740–1810): образование Дже Цонкапы в Центральном Тибете — 54
В статье рассматривается ряд фактов, касающихся истории обучения выдающегося буддийского деятеля Дже Цонкапы Лосанг Дакпы (rje tsong kha pa blo bzang grags pa, 1357–1419) в Центральном Тибете на основе монголо-тибетоязычного сочинения «Источник всех благ и счастья: жизнеописание великого всеведущего Дже Цонкапы, изложенное легким для понимания образом» (тиб.1 rje thams cad mkhyen pa’i tsong kha pa chen po’i rnam thar go sla bar brjod pa bde legs kun gyi ‘byung gnas) известного монгольского ученого Чахар-геше Лосанг Цултима (cha har dge bshes blo bzang tshul khrims, 1740–1810). Ключевые слова: буддийское образование, Чахар-геше, Большой намтар, биография Цонкапы, Лосанг Цултим
Эцзиньцайжан (Огьен Церинг). Обучение мирянина в тибетском монастыре: из личного опыта — 66
В статье автор сообщает о том, как он проходил обучение в одном из крупных буддийских монастырей в провинции Цинхай КНР во время школьных каникул в 2014 и 2015 гг. Для людей, которые не являются монахами, но желают глубже изучить свою родную тибетскую культуру, существует «облегченный» набор учебных предметов и текстов. Методика обучения традиционная, платы за обучение монахи-учителя со своих учеников не берут. Ключевые слова: тибетский буддизм, буддийский монастырь, традиционные науки, педагогика, Цинхай
Р. Л. Чильчигашев. Сакральная архитектура Дацана Гунзэчойнэй — 69
В настоящей работе предпринята попытка обсуждения канонических принципов построения копии Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй в Лумбини (Непал). Проектирование в данном случае сводится к решению задачи «от обратного», когда правильный ответ известен, поскольку существует эталон. Дацан Гунзэчойнэй — пространственная мандала, посвященная Калачакре. Храмовая геометрия четко прослеживается, как в плане, так и в объеме — все попадает в определенную структуру: габариты здания, размещение внутренних плоскостей стен, наружные размеры (включая ширину карниза), отметки уровня пола по этажам и даже высота ганжира. Четкое функциональное зонирование, расположение по сторонам света, точное положение светового фонаря, рисунков на полу, детали отделки, узоры, цвета — все подчиняется каноническим законам построения мандалы Дацана. Ключевые слова: Дацан Гунзэчойнэй, А. Доржиев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, Лумбини, Будда Шакьямуни, тангка, мандала, закладка бумбы
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Л. И. Крякина, К. В. Коростелева. Обзор выставки буддийских письменных памятников из собрания ИВР РАН к Первой международной научно-практической конференции молодых ученых «Современное буддийское образование, историко-культурологические и философские исследования» (Санкт-Петербург, 22–24 ноября 2023 г.) — 78
РЕЦЕНЗИИ
Н. В. Ямпольская. Рец. на: Ondřej Srba. Мongolian ritual texts in manuscript collections in the czech republic. Рart 1 / Ed. with Michal Schwarz. — Brno: Masaryk University Press, 2022. — 497 p.: ill. — ISBN 978-80-280-0238-1 — 85
Н. С. Яхонтова. Рец. на: Б. В. Меняев. Историко-культурное наследие хошутов Калмыкии: исследование и материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2023. — 544 с. — ISBN 978-5-91458-432-7 — 89
PDF-файлы Полный текст выпуска
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
17 июня 2024 г. в ИВР РАН пройдет конференция «Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований–17». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|